Олимпиада завершилась. Как всегда там были и радость победы, и горечь поражения, и, к сожалению, несправедливость судей. Сомнительные решения последних вызывали волну возмущения, но один подобный случай остался почти незамеченным. Речь идёт о бегунье из Бурундии Франсине Нийонсаба (Francine Niyonsaba). Серебряный призёр олимпиады 2016 года в беге на 800 м, она больше не имела права участвовать в соревнованиях на своей коронной дистанции. Дело в том, что из-за мутации в одном из генов у Франсины повышен уровень тестостерона. Начиная с 2018 года по новым правилам МОК и World Athletics спортсменки с повышенным уровнем тестостерона не допускаются к забегам в диапазоне от 400м до одной мили (хотя почему в этот список попали дистанции 1500м и 1 миля остаётся неясным). Франсина решила попробовать себя на дистанции, не попадающей под эти ограничения - 5000 м. Благодаря интенсивным тренировкам, ей удалось достичь квалификационного результата, позволившего участие в Токийской Олимпиаде. Кстати, в аналогичной ситуации Кастер Семения - золотая медалистка в беге на 800м Олимпиады 2016 года - не смогла этого сделать. Итак, Франсина в Токио стартует в предварительном забеге - она финиширует в числе лидеров, что выводит её в финал. Франсина уже вышла в зону для интервью и говорит журналистам о том, как она счастлива быть на Олимпиаде и вдруг слышит от них вопрос «Почему Вас дисквалифицировали?». В растерянности она оборачивается к табло и с ужасом видит напротив своей фамилии DQ (дисквалификация). Не понимая, что случилось, Франсина идёт к судьям за разъяснением. Ей говорят, что в середине дистанции она заступила за бровку (внутреннюю линию бегового круга). Спортсменка, уверенная, что этого не было, просит показать момент нарушения на видеозаписи. И вот тут-то и начинается самое интересное - ей в этом отказывают. К её просьбе присоединяются и некоторые журналисты и с удивлением слышат ответ, что видеозаписи не принадлежат МОК, а являются частной собственностью и поэтому их предъявить нельзя. Было ли нарушение или нет, это решают судьи, но проблема в том, что на имеющейся в интернете видеозаписи забега, его не видно.
Предварительный забег на 5000м. Слева Франсина Нийонсаба, две другие спортсменки на фото позднее в финале получили серебро (Obiri) и бронзу (Tsegay)
В целом, какого-либо заметного резонанса эта история не вызвала. Я узнала о ней лишь потому, что отслеживала выступления интерсексуальных и трансгендерных спортсменок. Кому интересно, посмотрите статьи “The Disgraceful Disqualification of Francine Niyonsaba” (Позорная дисквалификация Франсины Нийонсаба) и “Francine Niyonsaba’s Olympic nightmare continues” (Олимпийский кошмар Франсины Нийонсаба продолжается). В них много аргументов, свидетельствующих о явной судейской предвзятости к спортсменке и желании убрать её из соревнования. Будучи очень далёкой от спорта, я не могу что-либо утверждать, но, похоже, что эта история, действительно, «с душком».
В отличие от Франсины олимпийская судьба двух других интерсексуальных спортсменок - Кристины Мбома (Christine Mboma) и Беатрисы Масилинги (Beatrice Masilingi) - оказалась благополучной. Обе девушки из Намибии и им по 18 лет. Незадолго до Олимпиады они показали столь хорошие результаты в беге на 400м, что по настоянию World Athletics было проведено медицинское исследование. Оно показало, что обе девушки имеют повышенный уровень тестостерона. Скорее всего, у них либо дефект в гене рецептора к андрогенам, либо в гене 5-альфа редуктазы (об этом в постах 7 и 8). Таким образом, участвовать в забеге на 400 м спортсменки больше не могли. Тогда они решили сменить дистанцию на 200м, которая не попадает под ограничения. Обе смогли в короткий срок выполнить квалификационный норматив для участия в Олимпиаде. В результате в Токио Кристина получила серебряную медаль, а Беатриса заняла шестое место.
Серебряный призёр Кристина Мбома
Замечу, что победительницей забега на 200 м стала Elaine Thompson-Herah - ямайская бегунья, женщина с нормальным уровнем тестостерона. Тем не менее, похоже, что серебро Кристины озаботило главу World Athletics Себастьяна Коэ, по поводу чего он дал пространный комментарий. Его суть сводилась к тому, что хотя в данный момент не принимаются жёсткие решения, со временем это может произойти. Ещё он сказал, насколько серьёзно World Athletics относится к конфиденциальности, при этом, правда, позабыв, что легкоатлетическая федерация Намибии обвинила его организацию в разглашение данных об уровне тестостерона у Кристины и Беатрисы.
Среди трансгендеров, принявших участие в женских соревнованиях было два квира (напомню, квиры не считают себя ни женщиной, ни мужчиной). У этих квиров нормальное женское тело, так что с допуском к женским соревнованиях проблем не было. Они настаивали, чтобы по отношению к ним использовались местоимения множественного числа they/them (они/им) с глаголом в единственном числе, к примеру «они подаёт мяч». В связи с этим даже возник скандал. Спортивные комментаторы NBC при трансляции женских соревнований по скейтбордингу использовали по отношению к квиру Alana Smith местоимение she (она). И это при том, что на доске Alana Smith большими буквами нарисованы правильные местоимения - they/them. Так что NBC пришлось извиняться “We regret this error and apologize to Alana and our viewers” (мы сожалеем за ошибку и приносим извинения Alana и нашим зрителям). Не знаю, правда, готовы ли зрители слушать «они катается». Само выступление Alana на олимпиаде было неудачным - последнее место. А вот квир по имени Quinn из женской футбольной команды Канады стал обладателем золотой медали (о Quinn рассказывалось в предыдущем посте). И Alana и Quinn в соцсетях пишут, что они показывают молодым людям, подобным им, что не надо стыдиться своей необычной гендерной идентификации. Хотя если быть последовательным, то зачем человек, не считающий себя женщиной, участвует в женских соревнованиях? Скажу честно, написание этого параграфа далось мне с большим трудом - ведь в русском языке даже окончания глаголов указывают на род существительного.
Квир Alana Smith
Но, конечно же, наибольшее внимание привлекла к себе трансгендерная спортсменка из Новой Зеландии Лорел Хаббард (Laurel Hubbard). Лорел родилась мужчиной, но считает себя женщиной. Она точно на гормональной терапии, но, возможно, не делала операции, изменяющей наружные гениталии. Судя по тому, что Лорел вышла на арену позже всех участниц, комментаторы сделали вывод, что ей предоставили отдельную раздевалку. На Олимпиаде ей явно не повезло, она не смогла взять начальный вес и в итоге оказалась последней. Возможно, это и хорошо, так как в случае удачного выступления предолимпийская волна негодования из-за участия Лорел в женском соревновании могла бы стать просто «цунами».
МОК и World Athletics явно на перепутье. Судя по комментариям Себастьяна Коэ, возможно ужесточение правил допуска к женским соревнованиям спортсменок с повышенным уровнем тестостерона. Скорее всего, будет предпринята попытка расширить виды состязаний, на которые будет распространяться требование порогового значения тестостерона ниже 5 nmol/L. Однако если дело дойдёт до суда, то от World Athletics потребуют доказательств того, что и в этих видах повышенный уровень тестостерона действительно даёт преимущество. Проблема в том, что в исследовании, на которое ссылались в суде в 2018г., статистически значимыми оказались только результаты для забегов от 400м до 800м. А вот для остальных изученных дистанций (100м, 200м, 1500 м, 3000м, 5000м, 10000м, марафон) это же исследование преимуществ, предоставляемых повышенным уровнем тестостерона, не выявило (подробно об этом в посте 19). Но МОК и World Athletics не могут игнорировать и доминирующий ныне на Западе тренд - политкорректность в отношении ЛГБТ. Ужесточение правил не вполне согласуется с этим трендом. Как возможное решение проблемы Себастьян Коэ даже упомянул о разделении соревнований на «открытые» (open), в которых не будет ограничений, и только для «обычных женщин» (biological female).
Меня порадовало, что заметно изменился тон комментарий в отношении интерсексуальных спортсменок. Их больше не называют мужчинами, не используют в их адрес грязных слов и проклятий, как это было в случае Кастер Семения. Довольно вежливы спортивные комментаторы и в отношении трансгендеров. Не исключено, что МОК пообещал отлучить от аккредитации тех, кто будет некорректен, а возможно пришло понимание, что эти спортсменки никого не обманывают, они просто такими родились. Но, конечно же, тема изначального преимущества интерсексуальных и трансгендерных спортсменок никуда не ушла и, судя по всему, поиски решения этой проблемы в женском спорте будут продолжены.
EIS-gen