Вся лента пестрит рецензиями на "Обитаемый остров" и "Стиляг".
Не смогла пройти мимо, ибо время есть посмотреть.
Верная своей традиции не поддерживать российского производителя, а также желанию быть в тепле, смотрела фильмы дома. Не зря.
Надо сказать, что Стиляги - это хорошая, милая, добрая сказка. В ней много тем для размышлений, причем самого фильма они касаются мало - там много зацепок, то есть фильм про..., но не о... В том числе, очень порадовала неоднозначность последней сцены (это я про разрушение идеалов, а не про массовый хор), отличная сцена выгона главного героя из комсомола, неплохие сцены с родителями.
Слава богу, фильм не претендует (хотя в некоторых моментах пытается) на соответствие реальности 55 года. Слишком много провалов, недоделок, недочетов. Хотя в целом, надо сказать, ощущения от фильма остаются правильные.
Сам жанр фильма тоже порадовал: сделанные под мьюзиклы 30х годов музыкальные сцены действительно чудесны. Они живые именно таким образом, как это было в то время. Я прочла множество претензий про музыку, танцы, несоответствие, издевательство над русским роком... Все это ерунда. Этот фильм сделан легко, играючи, не для воссоздания Москвы 55го, не для оригинального сюжета, не для хорошей игры актеров (играют они, кстати, неплохо), а для ощущений, эмоций, для понимания атмосферы. И это удалось. И удалось прекрасно. Фильм стоит смотреть обязательно.
Что касается Обитаемого острова.
Каюсь, книгу не читала, а сам просмотр фильма дает большой и хороший пинок для того, чтобы к ним вернуться.
Наверное, самый лучший и правильный отзыв, выраженный одним словом - это удивление.
Удивление самому фильму, костюмам, игре актеров, декорациям, спецэффектам, компьютерной графике...
Фильм, в котором, с моей точки зрения провалено все - тактика, стратегия, режиссерская идея и пр.
Дальше писать не буду - за меня уже это сделали два умных человека. Под катом - рецензии Лукьяненко и Гоблина, которые отлично охватывают весь фильм.
Фильм смотреть стоит, наверное, ради понимания, ради того, зачем, обычно, читают плохо написанные книги: чтобы понимать, где ошибки и не повторять их. Грустно, но что делать.
ПС Мне страшно подумать, что скажет о фильме Тема Лебедев))))
Сергей Лукьяненко. Рецензия на фильм "Обитаемый остров"
Здесь оригинальная статья. Орфография автора сохранена.
Сергей Лукьяненко. Рецензия на фильм "Обитаемый остров"
Здесь оригинальная статья.
ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ
"Но мы-то знаем,но мы-то знаем,
что этот остров - необитаем!"
(с) "Красная шапочка"
Как ни странно, у меня нет особо сильных претензий к главному герою. Да,Степанов на Максима Камерера - как тот описан в книге, и как мы его представляли- ничуть не похож. Но зато женщинам нравится. :) Да, он очень плохоиграет. Ну а что, Шварценейгер в своих первых фильмах блистал актерской игрой?
Бог с ним, с кудрявым красавчиком Степановым, дай ему Бог удачи италанта, пусть станет звездой боевиков и героем девичьих снов. Дело не вэтом...
Дело в постоянных, непрерывных мелких заусеницах, которые царапают взглядзрителя - и уж тем более взгляд зрителя, который любит кинофантастику и книгиСтругацких.
Что это там летит через космос, махая щупальцами, аки робот-кальмар из"Матрицы"? А это космический корабль Максима. Ладно, допустим.Он же бионический, как мы помним. Пусть машет.
А вот сидит Максим и лыбится, разговаривая с бабушкой. Зачем ты лыбишься,парень? Зачем ты спер дедушкины часы? Почему совралбабушке "Не брал!" и расплылся счастливой улыбкой мелкогопакостника? Эти часы - не просто часы? Они по сюжету нам важны, да? Ониеще "выстрелят"? Нет, не выстрелили. Нигде и никак. И во второй сериине выстрелят, а если выстрелят - то, значит, нас держат за идиотов, которыедумают, что инопланетные часы, продукт небывалых для Саракшатехнологий, могут сохраниться после ареста, допросов, каторги... А если невыстрелили - зачем вы на них акцентировали внимание? Показать, что Максим- мелкий жулик, у деда часы спер?..
А вот наш пепелац, бодро махая щупальцами влетает в метеоритное облако. Дорогойрежиссер, любимые мои сценаристы! Вы снимаете не "Большое космическоепутешествие", где такие страсти были хоть как-то оправданы (и то, там былозащитное поле). Если ваш кальмарообразный пепелац разваливается отстолконовения с метеоритом (трижды ха-ха), то я не верю, что он прилетел сдругой звезды.
Чем вам не угодила старая добрая ракетная атака в стратосфере? Не сумели изкартона выпилить самоходную ракетную установку? Не смогли нарисовать шахту, изкоторой вылетает ракета? Это было бы не сложнее метеоритного облака и дажеболее красочно. Зачем переделывать то, что переделывать не нужно? А? Нетответа...
Корабль брякается и разваливается на куски, из него выбирается Максим, корабльвзрывается как сбитый вертолет. Ладно, ладно. Может он и летает накеросине.
Максима берут в плен, он мгновенно учит язык, запустив в ухо какую-тобионическую кляксу. Странно, что ничего не потребовалось запускать врот. Странно, что устройство мгновенно научило его говорить на местномязыке. Но - допустим, допустим...
Поездка в город, взрыв башни... Ладно, допустим...
Начинается город - и снова все разваливается. Откуда эта странная эстетика, гдена одном полюсе показушная нищета, на другом - сияющий гламур? Да, да, японимаю, что художник вдохновлялся Юго-Восточной Азией. Но вы поймите, блин,то, что возможно в ситуации отдельной взятой страны, торгующей с благополучныммиром - не будет работать на изолированном и воюющем Саракше! Не будут поулицам ходить рядом чумазые нищие, жрущие пальцами кизяк - и напомаженныесвеженькие проститутки в глянцевых платьях. Не откуда эти платьязавозить, негде их шить - если страна в такой заднице. А если завозят ишьют - то не будет такой задницы вокруг! Да и откуда взялась вся эта бандитскаягопота и толпы нищих, если в стране жестокий тоталитаризм и все обожаютНеизвестных Отцов? Все эти нищие и калеки давным-давно бодро промаршировали бына ближайшую стройку народного хозяйства. Вы не тем вдохновлялись. Тутдолжна была быть эстетика гитлероской Германии. Сталинского СССР."Эквилибриума", в конце концов. Но не "Блэйдраннера" и не"Матрицы"!
И что тут у вас дирижабли над городом висят? Что они тут делают? Дирижаблилетают, воздушный транспорт есть - и все считаете, что живете внутришара? Ну-ну... И монорельсы рассекают ночное небо, и все блестит исверкает ночами - но при этом почему-то все время говорят, что с энергиейперебои. Ну-ну.
Не может существовать замкнутый на себя мир с таким резким дисбалансомтехнологий: в домах граждан страшненькие телевизоры с отдельным экраном длятелетекста (кстати, одна из немногих удачных находок в визуальном ряде), и тутже в лабораториях - сверкающие огромные сенсорные экраны. Тут дело не в делениина богатых и бедных, а в том, что замкнутое военизированное общество так нефункционирует...
А что это наш добрый улыбчивый Максим делает? Делает замечание местномупрофессору Мориарти? Мочит в переулке местных ниндзя? Мы же помним по книге,какое страшное усилие ему пришлось над собой сделать, какой шок пережить -чтобы начать бить людей.А тут... побил (убил?), улыбнулся и вымыл руки. Какое взросление, какоепреодоление себя, какой шок от столкновения с беспощадной жизнью Саракша... Нетничего.
А фигли у нас товарищ Прокурор все время в ванну лезет не снимаяхалата? Нет, я вовсе не стремлюсь увидеть стриптиз в его исполнении. Пустьв трусах лезет. Но халатик-то со стразами почему не снимает? Где логика?
А фигли наш доблестный прогрессор Экселенц, он же Странник, он же Сикорски такзапросто мочит аборигена? Пусть даже плохого. Он же землянин. Он добрый.Он всех тут жалеет. Он прогрессор, а прогрессоры не убивают, пока не слетят скатушек... после чего их немедленно эвакуируют на Землю... (А вот тут я вынужденпризнать, что забыл - это было и в книге, Странник у нас прогрессорсвоеобразный, не чета Дону Румате... Странник у нас прогрессор-007 с лицензиейна убийство... что, конечно, идет в некое противоречие с миром Полдня, но -есть в "каноне". Так что это вопрос не к создателям фильма, а клюденам - они, наверняка, спрашивали Стругацких...)
А почему у вас голован похож на оборотня? Голованы - просто собаки с большойголовой! Лев Абалкин в одной операции просто-напросто выдавал идущегос ним голована Щекна за собачку. Ну зачем менять было? Зачем угрохали кучусил и средств на дорогой и неудачный грим?
А это что у нас? Да, да, это он! Гламурный розовый танк. Автоматический. Спрошлой войны тут стоит. Чадит соляркой (где атомный мотор? А нет атомногомотора, солярка есть). Вот в него забирается Максим...
Почему танк розовый? Это что, камуфляж для боевых действий в спальне Прокурора?Почему у танка броня из картона? Почему она прогибается под ногой Максима?Почему люк у танка болтается на петле, снятой с ближайшего сельского сортира?Музыку сыграть на гитаре Пола Маккартни и заплатить за это миллион баксов- деньги нашлись. Неужели не нашлось тысячи рублей, чтобы эту позорнуюпетлю хоть как-то замаскировали?
Почему почти все герои так неубедительно говорят? У них хороший, без дураков,текст. Текст от Стругацких, без отсебятины. Почему они его бормочут скучныминевыразительными голосами?
Почему все оружие неудобно, нефункционально и огромно? Как у вассолдатики-дистрофики, коих на Саракше большинство, побегают с такими пушками? Ужчто-что, а в оружии всегда главной была функциональность...
Зачем на столе прокурора стоят все эти неустойчивые хрустальныефиговины? За этим столом нельзя работать. Он предназначен только дляодного - красиво эти фиговины смахнуть...
Очень много вопросов...
Да, это экранизация Стругацких. Да, она очень близка к книге. Да, двадцатьлет назад она произвела бы фурор, десять лет назад - вызвала бы восторг.
Но сейчас так делать уже нельзя. Некрасиво сейчас так делать.
Стратегически в фильме все более-менее правильно. Вот что обидно, у насведь обычно фильм портят на стадии стратегии...
В фильме провалена тактика. Мир Саракша распадается на несвязанные инеубедительные фрагменты. В него не веришь. А актеры в большинстве своем немогут игрой компенсировать визуальные неурядицы.
Вот такая вот беда.
P.S. Я искренне желал и желаю фильму удачи в прокате. Поскольку это Стругацкие.Поскольку от этого зависит судьба многих других фантастических проектов. Яочень надеюсь, что вторая часть исправит впечатление от первой. Я хочу верить,что потом будет выпущена режиссерская версия, где самые вопиющие ляпыуберут.
Но пока...
Мне кажется, что этот остров - необитаем.
P.P.S. Для тех, у кого создалось впечатление, что я считаю фильм полнымпровалом - пришлось написать второй пост.
Размышления на берегу-2
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
Остров обитаемый
В кинозалах есть...
(с) почти "Бриллиантовая рука"
Разумеется, мы живем на Саракше. На внутренней стороне огромного пузыря, застывшего в мировой тверди.
Я даже больше скажу - все мы и есть башни-ретрансляторы. Вот только Центра, который мечтает взорвать Максим, у нас нет. Каждая башня сама себе Центр.
Вот с одной стороны излучают башни: писатель, поэт и журналист Быков, кинокритик "кино-говно" Судаков, писатель и юморист Каганов. И говорят, что фильм "Обитаемый остров" - крут неимоверно и велик.
С другой стороны вещают башни опера Пучкова-Гоблина, великого множества фэнов и поклонников Стругацких - и все излучают, что фильм "Обитаемый остров" - говно редкостное и отстой.
Как человеку, выросшему в системе координат скорее аналоговой, чем дискретной, скорее многовекторной, чем бинарной (это я подпускаю чуток псевдонаучного флера, чтобы слова выглядели солиднее), меня эта трагическая дихотомия постоянно поражает.
Да, есть в жизни ситуации и явления, которые имеют только два значения. Черное или белое, да или нет, мед или говно. Но куда больше ситуаций и явлений, которые так просто не опишешь.
Я перечисляю список "заусениц" фильма, которые для меня испортили все впечатление от показа. Мои читатели радостно решают: "О! Фильм отстой, смотреть не надо... скачаю из сети на халяву". Поклонники фильма (их куда меньше, все их реплики открыты - кроме одной, матерной :) ) обижаются и готовы защищать любые ляпы...
Ну хорошо, давайте-ка я пойду с другой стороны. Есть в фильме что-то, что мне понравилось?
1. Главный герой. Он не похож на Каммерера из книги, он плохо играет, его пришлось переозвучивать (зачастую говорить с правильной интонацией начинающему актеру сложнее, чем сыграть с нужным выражением лица). Но при этом выбор актера был правилен. Почему? Да потому, что "девочкам понравится". Это совершенно верный ход для повышения наполняемости залов. Потому здесь создатели фильма были правы.
2. Гай и Рада Гаал. Они понравились всерьез, без дураков. Они на своих местах и играют правильно. Петр Федоров вообще очень убедителен. Страшно представить, как он будет клясться в верности Максиму и сражаться ради своего господина.
3. Хороши Прокурор и Странник. Они не такие, как в книге, но они убедительны.
4. Хорош Вепрь. Да, блин, хорош! И Гоша Куценко его сыграл "не так", но хорошо. Он его именно сыграл. И когда Вепрь истерически вопит, что не боится пыток, прекрасно видно, как он на самом деле их боится, как прячет свой ужас за бравадой...
5. Хорош мелкий гвардеец, который вначале с обожанием смотрит на Максима, а потом в ужасе надевает на него наручники.
6. Хороша гвардия в целом - орущая в приступе патриотизма.
7. Башни, промывание мозгов - все это осталось в полной неприкосновенности, вызывая когнитивный диссонанс у либерально настроенного зрителя: "Ой... а что, можно? А что, разрешают?" Понять, что суть "ОО" была и есть не в сиюминутной сатире на советское, американское или российское общество - а в размышлениях о природе любой власти и о пользе-вреде любых революций либеральному зрителю трудно - у него в голове своя башня-ретранслятор... В общем, башни на месте, промывка мозгов на месте - спасибо.
Что, немало?
Да, немало.
Общий балл фильму какой поставим? Наверное, четыре. С минусом. Семь по десятибальной, если угодно. После второй части можем подкорректировать. До трех с плюсом. Или до твердой четверки (на четверку с плюсом я все-таки не надеюсь).
Это плохой результат?
А вот тут-то и вся проблема. Я вначале процитирую Алекса Янга a_young который в своем комменте другими словами сформулировал мои претензии. Может быть, так будет понятнее:
"Персонажи там не живут, не устают, не замечают чудовищного бытового дискомфорта от неудобных вещей, нелепого города, карнавальной обстановки. Они не функционируют, они красуются, расслабляются, развлекаются. Даже армейские будни воспринимаются как поход в пейнтбольный клуб за порцией экстрима.
Где и кем работает население с промытыми трудовым энтузиазмом мозгами? Судя по фильму, все гражданское население до потери сознания впахивает... официантами в клубах и ресторанах. За маленькую банку мяса и вагон модельных шмоток, ага.
При этом сценарий-то весьма хорош, он близок к тексту, в нём нет смысловых провалов и лишней отсебятины. И что самое удивительное - режиссура тоже не самая плохая, всё довольно зрелищно, выпукло и качественно снято. Как если бы в сценарии было "Штирлиц едет на автомобиле по загородному шоссе", и режиссёр нашёл бы аутентичную машину нужной модели, воссоздал правильный пригород и дорогу с нужным количеством рядов и усадил бы верхом на крышу авто достоверно одетого Штирлица. Вот так бы верхом и ехал Штирлиц на своей машине по загородному шоссе, безумно красиво и строго по сценарию.
Я в конце концов понял, что не так с фильмом: это мастерски снятый дрожащий банный лист.
Посмотрим, что будет во второй части."
Боюсь, что про "банный лист" поймут только поклонники Стругацких, ну да ладно...
Моя основная претензия - Саракш в фильме получился недостоверным. Для меня. Для многих других поклонников Стругацких. Для многих не читавших Стругацких. Для многих вообще не смотревших фантастику. Эта недостоверность рушит впечатление от фильма, который в целом вроде как честно отработал на "четверочку".
Ну и в чем повод переживать, скажете вы? Все равно - лучшая из имеющихся экранизаций Стругацких. Все равно - хороший фильм. Верно?
Верно, ага. Если бы фильм был снят не за сорок миллионов, а за пятнадцать или двадцать - можно было бы простить все огрехи, картонные танки и гламурных ниндзя. Потому как он окупился бы в прокате. И через какое-нибудь время Бондарчук взялся бы снимать Дяченок. А другой амбициозный режиссер захотел бы снять "Линию Грез".
Но фильм, чтобы окупиться, должен собрать чудовищную по российским меркам сумму в восемьдесят миллионов долларов. Подорожавших долларов в обедневшей стране. И даже деление на два фильма тут может выйти не в плюс, а в минус. Чтобы собрать такие деньги - фильм должен зацепить всех. Либералов, патриотов, пионеров и пенсионеров. Он должен быть убедителен до мелочей. В дизайне техники (автомобили не бывают угловато-квадратными не из-за эстетики, а из-за безопасности для пешеходов), деталях мира, игре актеров.
У меня есть ощущение, что по этим самым мелочам фильм не дотянул. Не зацепил, а напротив, оцарапал. Для меня "ОО" - тот давно ожидаемый таран, который после "Дозоров" должен был окончательно убедить наших кинодеятелей - МОЖНО И НУЖНО снимать дорогую и умную фантастику. Таран - ИМХО - ударил слабо.
Очень рад буду ошибиться. Очень хочу увидеть второй фильм, который драйвом, убедительностью и напором смоет все недочеты первой серии.
А если уж вам и впрямь нужна бинарная логика - то смотреть "Обитаемый остров" нужно. В нормальном качестве. На нормальном экране. Просто потому, что другого "Обитаемого острова" у нас в кино уже не будет. Просто потому, что это все-таки четверка. Пусть и с минусом.
Мне так и не дали напечатать целиком весь текст - типа, слишком многа буков.
Я начну, а там дальше по ссылке, ок?:)))
Дмитрий Пучков (Гоблин). Рецензия на фильм "Обитаемый остров"
Здесь оригинальная статья.
В театре идёт спектакль.
Вдруг в партере вскакивает зритель и кричит:
- Доктор, в зале есть доктор?!
В ответ кричат с балкона:
- Я доктор! А что случилось?
- Коллега, какую же херню нам показывают!!!
Фильм «Обитаемый остров» поставлен по одноименной книге братьев Стругацких. Данная книжка, что характерно, в детстве не запомнилась ничем, в отличие от, скажем, «Пикника на обочине» или «Парня из преисподней». Поэтому перед просмотром шедевра отечественной кинематографии был вынужден купить и перечитать. В данном случае это важно, ибо речь идёт о сакральном произведении, посвящённом борьбе с тоталитаризмом. Именно поэтому, кстати, в СССР книги Стругацких выходили миллионными тиражами. Как и следовало ожидать, книга оказалась редкой нудятиной - неудивительно, что ничего не запомнилось.
Далёкое коммунистическое (об этом очень важно помнить) будущее, в котором коммунистическое общество посылает своих горячих подростков в свободный поиск - болтаться по космосу и выискивать обитаемые миры. Вот один такой подросток попадает на планету, в государство, где недавно прошла ядерная война, страна в разрухе, кругом враги и тоталитаризм. Подросток хочет домой и мечется по стране, то вступая в тоталитарную армию, то перебегая к повстанцам-террористам, то скрываясь у мутантов, то пролезая в правительственные структуры. При этом постоянно норовит «сделать как лучше», абсолютно не понимая происходящего вокруг - он ведь из коммунизма прилетел, при коммунизме такого не бывает. Всё, что видит коммунистический мальчик на планете - суть ужасы капитализма. В том числе и телебашни, через которые населению промывают мозг. В конце концов после совершения очередного теракта его ловит другой землянин, который работает на этой планете.
И что авторы хотят сказать? Что в ходе подготовки к войне, в ходе войны и после войны рулит тоталитаризм? А то никто этого не понимает. Что после ядерной войны, когда уничтожены производства, сельское хозяйство, системы путей сообщения - рулить может только тоталитаризм? А то никто этого не понимает. Что невозможно взять и поменять общество с помощью волшебной палочки, чтобы из растерзанной ядерной войной страны вдруг получился райский сад с эльфами? А то этого никто не понимает.
Но всё было крайне интересно определённой категории граждан в СССР, где в подобных текстах постоянно выискивались «таинственные смыслы», «подсмыслы», пытались «читать между строк» - всё это в поисках того, чего в текстах как не было, так и нет. Фига в кармане - да, наверно, есть. Но очевидна она только сильно задумчивым, ибо тоталитарная цензура так почему-то не считала и авторов в ГУЛАГах не сгноила, а наоборот - денег дала. Минули годы, и произведение для детей и юношества «Обитаемый остров» оказалось унылой, скучной, и, в общем-то, никчёмной книжкой про не сильно умного подростка. Ну, за исключением недавно опуликованных мемуаров Бориса Стругацкого о том, что книга была адски разоблачительной, фактически - одна большая фига в кармане. Что там можно экранизировать и зачем - понять непросто. Ну, кроме упомянутых Борисом Стругацким "разоблачений".
Однако именно эту книгу с детства любит продюсер Роднянский. Что ему, человеку состоявшемуся и как личность, и как бизнесмен, в этой книге до сих пор нравится - понять невозможно. Поэтому он предложил Фёдору Бондарчуку поставить по ней фильм. А Фёдор согласился. Зачем? Понять сложно. Сегодняшним подросткам не интересны ни тоталитаризм, ни горестные раздумья о нём братьев Стругацких. Неинтересны длинные, унылые фильмы. Выбор же подобного материала для вложения десятков миллионов долларов, как бы это помягче сказать, многое говорит о профессионализме участников.
Но, тем не менее, лично я питал некоторые иллюзии. Всё-таки Фёдор Бондарчук - далеко не последний в деле изготовления красочных видеоклипов. Плюс трудится на пару с одним из лучших операторов Максимом Осадчим. В той же 9 роте, несмотря на откровенный идеологический шлак, картинка выглядела неплохо и радовала глаз. Ну а тут, стало быть, «Обитаемый остров».
Про сценарий
Как сообщалось в прессе, над сценарием работали аж три сценариста. Номер первый - Эдуард Володарский, известный сценарием к ублюдочному сериалу «Штрафбат». По словам продюсера картины Александра Роднянского «Володарский же не очень большой любитель фантастики. Он и написал жесткую, реалистическую и очень сильную историю, но достаточно далекую от духа романа». То есть, надо полагать, Володарский снова умело разоблачил тоталитаризм, написав очередной «Штрафбат» - с отважными уголовниками, заградотрядами НКВД, коммунистами-людоедами и православными священниками с ППШ наперевес. Продюсеру это почему-то не понравилось, и к работе были привлечены Марина и Сергей Дяченко, «известные в Европе писатели-фантасты».
Семейная пара Дяченко изготовила 28 (!) вариантов сценария. Что там в них было, в этих вариантах, если в итоге фильм получился практически точно по книге, включая занудные диалоги - понять крайне сложно. Одна надежда, что супругам Дяченко заплатили за все 28 вариантов. Сценарий же, повторюсь, строго следует букве и духу книги - это важно. Ну, за мелкими исключениями. Правда, в результате происходящее в фильме понятно только читавшим книгу, а непричастные никак не могут понять - что это, в чём дело, а это откуда, а здесь почему? Ну да нам-то что, мы книгу читали.
Есть, конечно, и некоторые странности. Звездолёт земного мальчика налетает на астероид. Это, считаю, настоящая научно-фантастическая находка: преодолеть немыслимые бездны космоса, чтобы тупо стукнуться об астероид. Авторам зачёт. В детстве на меня неизгладимое впечатление произвела книга "Затерянный мир". Был там такой эпизод: герои переходят со скалы на плато по стволу дерева, а коварный предатель сталкивает бревно в пропасть, отрезая героям обратную дорогу. Потрясённый книгой Конан Дойла, я тут же принялся писать свою книгу. У меня герои тоже переходили по бревну со скалы на плато, но дальше всё было значительно тоньше, чем у Конан Дойла. У меня бревно не спихивал предатель, у меня бревно перешибал метеорит! Есть мнение, ничуть не менее сильный сюжетный ход, чем столкновение звездолёта с астероидом.
В книжке, что характерно, корабль подбивает запущенная с планеты ракета. Кстати, обитатели планеты не в курсе, что над ними есть космическое пространство - они считают, что живут внутри замкнутой сферы. А ракеты в космос, надо понимать, вылетают случайно. Или вот мальчик рисует на салфетке солнечную систему, а инопланетная девочка показывает на предполагаемую Землю, и говорит, что это её планета. А через десять минут выясняется, что девочка живёт внутри замкнутой сферы и о наличии звёзд и орбит планет даже не подозревает. Или мальчику стреляют в голову, но оружие стрелять отказывается. А потом говорят, что стреляли в голову - хотя в голову не стреляли вообще. Но это, конечно, мелочи.
Итак, стукнутый звездолёт валится на планету и падает на грунт. Падает не очень, в х/ф "Кромешная тьма" звездолёт падал значительно лучше. Но в целом это самая красочная сцена в первой части фильма «Обитаемый остров». Говорят, делали в Америке за безумные деньги. Опытный глаз подсказывает, что делали в Канаде, у знакомых и очень недорого. И тем не менее звездолёт падает, герой вылезает наружу, и тут звездолёт взрывается! Не Зеф его взрывает, а взрывается сам. Тоже, считаю, отличная сценарная находка, безусловно европейского уровня.
Герой идёт в ближайший лес, там вокруг него бегает цыгейковый представитель народа Голованов, непонятно почему похожий не на собаку, а на оборотня. А потом героя арестовывает актёр Гармаш и ведёт к военным. А те везут его на тягаче МАЗ-537 в тоталитаризм. МАЗ-537 - прекрасная машина, на ней мой товарищ врезался в самолёт ИЛ-76. Кабина в хлам, а в самолёте только одно стекло у штурмана треснуло. Из этого стекла половина роты выточила специальные шары и вставила себе в половые органы, но сейчас мы не об этом. Вся техника в фильме выглядит угарно - похоже, дизайнила тётенька, к машинам никакого отношения не имеющая и никаких добрых чувств к машинам не питающая. Особенно к противным тоталитарным машинам.
Кино, как нетрудно догадаться, про тоталитаризм, в который случайно попадает Свободный герой из Москвы. Это важно - не из вонючего коммунистического совка, а из Свободной, гламурной Москвы. Тоталитаризм в книге, как нетрудно догадаться, это аллегорический СССР. Но в то же время тоталитаризм в фильме - аллегорический тоталитаризм, как его понимает Фёдор Бондарчук. То есть гламурный и красивый.
Выглядит гламурный тоталитаризм так: группы Поэтов, Писателей, Художников и других Прекрасных Людей (местами - даже весь народ в целом) стонут под гнётом тупых тиранов. Не едят, не пьют, не спят - только страдают под гнётом тиранов. Про рабочих и крестьян ничего говорить не надо - кому какое дело, как живётся тупым скотам? Речь про соль земли, про Поэтов. Так что все вокруг либо Поэты, либо стремятся к Прекрасному, а тупой тиран их туда не пускает. И ни слова о том, откуда тиран взялся, как этот прекрасный народ сумел его породить и почему народом руководит тиран. Очевидно ведь, что это выродок, выращенный в пробирке коммунистами, а на самом деле люди прекрасны! Ну, как в Свободной Москве сегодня. А тирана надо просто изничтожить, после чего наступит Свобода и Счастье, после чего наступит демократия и всё станет хорошо.
Далее произошла стычка наивного (так сказано за кадром) землянина и местных негодяев. Размалёванный под клоуна негодяй хлопнул официантку по заднице, а герой сделал ему замечание, назвав негодяя животным. Следует отметить, что употребление слова "животное" в контексте неподобающего поведения - оно из блатной фени, и негоже герою из светлого будущего пользоваться воровским жаргоном. Далее негодяй натравливает на героя отделение ниндзя, которые машут саблями, серпами, тростями, ножами и напрыгивают со всех сторон, принимая красивые позы. Видно, что творческий коллектив смотрел анимэ и даже играл в Mortal Kombat - персонажи прямо оттуда. В ответ главный герой метелит ниндзей со всей мочи, только тела разлетаются по сторонам. Хочется спросить: откуда уголовный авторитет набирает таких идиотов? И где доброго, наивного главного героя научили вот так хладнокровно и жестоко калечить людей? Ответов нет.
Ну и попёрло - гламурные тираны, гламурные прокуроры, гламурные шлюхи, расстрелы неугодных в кабинете правительства - весь набор идиотских штампов от советской интеллигенции пост-перестроечного разлива. Куда надо идти герою, который хочет вернуться домой? Понятно, в казарму, оттуда самый короткий путь на Землю. С кем надо общаться герою, чтобы быстрее вернуться домой? Понятно, с товарищем капралом и его сестрой - эти подскажут, как вернуться.
Правда, попадаются герою и местные интеллектуалы, так сказать - диссиденты. Они не могут рассказать мальчику с Земли ничего умного, ибо тупорылы и занудны. Они даже самим себе не могут объяснить, чем они занимаются и для чего. Кстати, их очень смешно вылавливают. По улицам едут психические излучатели, несчастным интеллектуалам становится дурно. По квартирам бегут солдаты и всех арестовывают. В данном аспекте прекрасно раскрываются авторы книги - известные знатоки тоталитаризма. Вот что, интересно, мешает тоталитарным властям регулярно проводить диспансеризацию населения в поликлиниках? Это ж тоталитаризм, у всех прописка, все работают. Будь любезен, посети обследование - а мы тебя облучим и проверим на благонадёжность. Что мешает ставить излучатели в родильных домах, и выявлять выродков при рождении? Поди, каждый родильный дом оснащён портативной камнедробилкой, подключённой к канализации - Стругацким ли не знать.
Про тонкие сюжетные ходы типа попадания Максима в гвардию даже как-то неловко писать. Типа спустился Шамиль Басаев с гор, память у него отшибло, и вот он уже несёт службу в личной охране президента России. Кругом тоталитаризм, особые отделы, рыщет кровавая гэбня, все пишут друг на друга доносы, а Максим в гвардии - достаточно рекомендации капрала. Караул.
Никакой фантастики в фильме нет. Есть только занудная, муторная ахинея, старательно перенесённая из книги на экран.
Про игру актеров
Бестолковый сюжет и тупые диалоги органично дополняет замечательная актерская игра отечественных мастеров. Представлены два варианта оной: первый - юные дарования с улицы, второй - ветераны сцены.
....
Далее здесь:
http://oper.ru/torture/read.php?t=1045689228