Когда я смотрю в лица этих людей, принимающих участие в расследовании так называемого
"болотного дела", и в памяти всплывают лица других людей в несколько иных обстоятельствах, но тоже облеченных властью, винтиков огромной машины под названием государство. Эти события из моей памяти произошли в разное время, различны были и обстоятельства. Сходство в одном - общение с чиновниками разных уровней. И вот это общение позволило выявить определенные сходные черты у всех этих людей - это почти полное отсутствие ощущения личной ответственности за свои действия. Это, знаете ли, такое корпоративное свойство вынужденного по службе подчиняться человека, который может делать любую гадость, оправдывая себя тем, что он лицо подневольное и лишь исполняет приказ. Это как бы и не он совсем совершает действие, ломающее кому-то судьбу, вполне возможно, ни в чем неповинному человеку. Это все делает какой-то отвлеченный бездушный механизм, а он - чиновник - вроде бы как тоже жертва этого механизма, волей обстоятельств попавшая на эту должность и вынужденная исполнять чьи-то распоряжения в целях собственной благополучной будущности. Правда, зачастую при этом забывая, что совсем не против был на этой должности поработать - зарплата хорошая и всяческие ништяки в виде льгот и бесплатных путевок, ну и с барского стола возможно что-то перепадет - тоже ничего. А то, что совестью иногда поступаться нужно, так ну и бог с ней, с этой совестью, жизнь длинная, еще успеем грехи отмолить. Есть и другие, кто вполне сознательно упивается властью, кому доставляет удовольствие чувствовать свою почти безраздельную власть над судьбой какого-нибудь незадачливого человечишки, обстоятельствами занесенного в их чиновничьи угодья. Как тут не поиграть в бога карающего или милующего, коли предоставляется такой случай потешиться? Но таких представителей, скажем сразу, не так уж и много, большую часть все же составляют представители первой категории, хотя вторые, чаще, чем первые, выбиваются на руководящие должности за счет своей предприимчивости и полного отсутствия органа, отвечающего за совесть. Так вот, у меня вопрос к первым, ибо в них зачастую остается еще что-то человеческое, позволяющее им отличать правду ото лжи. Есть ли в жизни такие обстоятельства, в которых вы бы сказали «Нет, я ни за что не сделаю этого, даже если меня уволят»? Понятно, что сейчас чаще всего не стоит вопрос жизни и смерти, но если бы от ваших решений зависело, жить кому-то или умереть, как это было в СССР и Германии в середине прошлого века, вы бы также прикрылись обстоятельствами или все же отказались от сделки с собственно совестью?