«Манк»/ Mank (2020), реж. Дэвид Финчер.
Сколько имён людей, умерших 5 марта, вы помните? А если в 1953 г.? Теперь мне знакомо третье - Герман Манкевич. К слову, родился он тоже в памятный день - 7 ноября. Итак, фильм рассказывает о периоде жизни знаменитого голливудского сценариста, когда он работал над литературной основой фильма, который мы знаем как «Гражданин Кейн» (Citizen Kane). За сценарий этой картины Манкевич получил своего первого и единственного «Оскара». О сюжете, пожалуй, всё. Зрителям, далёким от истории кинематографа, на мой взгляд, он будет не слишком интересен. Да он в этом фильме, пожалуй, и не главное, хотя режиссёр, определённо, старается подать события 80-90 летней давности в контексте современной повестки дня. Форма, изображение - вот то, что манит зрителя к экрану на протяжении немалого времени (132 мин). Можно сказать, что снять картину в стилистике эпохи, так сказать, первоисточника, если понимать под этим «Гражданина Кейна», Финчеру удалось превосходно. Черное-белое изображение, имитация показа с кинопленки вплоть до маркеров окончания частей (т. н. cue marks), предназначенных киномеханику, чтобы он вовремя начал показ следующей катушки с пленкой. Контрасты в кадре - от глубоких теней до почти «пересвеченной» пленки, дымы в кадре, ракурсы - всё это было бы невозможно без мастерства оператора-постановщика Эрика Мессершмидта.
Сценарист - едва ли не самая незаметная фигура в кинопроизводстве. Тем не менее, за последние 5 лет Голливуд дважды обращался к этой теме. В 2015 г вышел на экраны фильма Дж. Роуча «Трамбо», героем которого стал еще один знаменитый сценарист - Далтон Трамбо в блистательном исполнении Брайана Кренстона. И надо сказать, что та картина произвела на меня гораздо более сильное эмоциональное воздействие нежели технически совершенная работа Финчера.
Еще несколько ремарок. Среди персонажей фильма есть актрисулька Мерион Дэвис в исполнении нелюбимой мной Аманды Сейфрид. В одном из эпизодов она появляется в костюме из категории deja vu. Память подсказала - «Цирк» Г.Александрова и Мерион Диксон в исполнении Любови Орловой. Финчер, на мой взгляд, выбрав конверсию в черно-белое изображение, пошёл легким путём в воссоздании атмосферы «золотого века» Голливуда. Гораздо колоритнее был бы фильм в цвете, но снятый в стилистике Technicolor. И последнее. Если взглянуть на фотографию Германа Манкевича, нетрудно догадаться кому режиссёр мог бы доверить эту роль. Увы, этот актёр стал изгоем, а иметь дело с предсказуемой реакцией т. н. общественного мнения авторы картины, по всей видимости, не захотели. Увы, манкость «Манка» оказалась обманчивой.