Завершив строительство
южного участка Калининского-Солнцевского диаметра метростроители решили оставить память о себе в виде довольно неожиданной пространственной композиции, состоящей из скульптур и, так сказать, рабочего инструмента. Место для этого памятника нашлось у конечной - на сегодняшний день - станции «Рассказовка».
1. Не припомню прежних случаев, когда в Москве, так сказать, арт-объектами становились реальные части промышленных машин и механизмов. Идея сделать ротор проходческого щита частью городской среды мне показалась интересной. Вряд ли многие горожане имеют представление о том, какими устройствами прокладывают тоннели метро.
2. Ротор тоннелепроходческого механизированного комплекса S 218 Herrenknecht, получившего по сложившейся традиции женское имя Наталья. Диаметр инструмента 6.5 м. Смотрится внушительно и эффектно. К слову, на памятной табличке название фирмы-производителя этого «монстра» написано с ошибкой.
3. Теперь настало время присмотреться к скульптурам.
4. С одной стороны мы видим человека явно рабочего - метростроителя, по логике композиции - в минуты отдыха.
5. Инструмент - отбойный молоток - отставлен в сторону.
6. Рукавица с левой руки небрежно брошена на опору.
7. "Знак ГТО "Мосинжпроект" на груди у него. Больше не знают о нём ничего...".
8. Сложенные в штабель рельсы, на которые опирается строитель, трансформируются на другом конце композиции в элементы садового дивана. Такому решению нельзя отказать в оригинальности, но всё же мне оно показалось слишком формальным.
9. Итак, на столь неожиданно возникшей скамье мы видим фигуру мужчины, всматривающегося в раскрытую книгу или тетрадь.
10. Почему-то его сразу стали считать неким обобщенным образом писателя, видимо, исходя из чисто формальных посылок: «Рассказовка» - рассказчик - писатель. Сыграло свою роль и близкое расположение знаменитого дачного городка Союза писателей.
11. А может быть мы видим увлеченного читателя? На мой взгляд, такая версия вполне имеет право на существование, хотя костюм персонажа - сюртук, жилет, галстук-бабочка - более подходит стереотипному представлению о человеке творческой профессии. Такая одежда, пожалуй, присуща жителю конца XIX - начала XX века. Возможно, авторы композиции хотели создать, своего рода, контрапункт не только в профессии, но и в эпохах.
12. Настало время назвать авторов: скульптор А.Зейналов, архитектор В.Греков. К слову, в многочисленных доступных в сети публикациях СМИ, посвященных открытию памятника подчеркнута его масса, но не названы имена авторов.
Теперь о моём отношении к этой композиции. Увы, как это часто бывает в многофигурных композициях отечественных ваятелей, персонажи никак не взаимодействуют друг с другом. К примеру, тот же «строитель» мог бы стоять ближе и заглядывать в книгу в руках у «писателя». Во-вторых, мне как человеку, изучавшему в своё время анатомию, фигуры показались непропорциональными. Впрочем, это - вопрос субъективного восприятия.
Увидеть всю композицию можно у станции метро «Рассказовка». Ближайший выход № 3. Скульптуры установлены на «островке», окруженном со всех сторон дорогами так, что попасть туда, не нарушив ПДД, довольно сложно. Съёмка 09.09.2018. Камера: Samsung WB600.