Российскому кинематографу - век

Oct 15, 2008 21:24

На страницах "Известий" кинообозреватель газеты и радио "Эхо москвы" Вита Рамм  опубликовала материал "И дольше века длится кадр", посвященный своего рода юбилею - 15 октября 1908 г. - 100 лет назад - состоялся публичный показ первого русского игрового фильма "Понизовая вольница", снятого в киноателье Александра Дранкова. Материал любопытен, на мой взгляд, лишь списком  лучших российских фильмов за 100 лет "по версии отдела культуры "Известий" - читай В. Рамм. Всякий такой список отражает субъективные предпочтения составителя и имеет право на существование. Вот он в сокращенном виде (мотивировки можно прочитать в газетной статье  - ссылка выше):

1. "Молодая гвардия". Сергей Герасимов, 1948.

2. "Дом, в котором я живу". Лев Кулиджанов и Яков Сегель, 1957.

3. "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею"). Андрей Тарковский, 1966.

4. "Война и мир". Сергей Бондарчук, 1965-67.

5. "Служили два товарища". Евгений Карелов, 1968.

6. "Офицеры". Владимир Роговой, 1971.

7. "Иван Васильевич меняет профессию". Леонид Гайдай, 1973.

8. "Афоня". Георгий Данелия, 1975.

9. "Ирония судьбы, или С легким паром!". Эльдар Рязанов, 1975.

10. "Двадцать дней без войны". Алексей Герман, 1976.

11. "Москва слезам не верит". Владимир Меньшов, 1980.

12. "Утомленные солнцем". Никита Михалков, 1994.

Не удержусь от комментариев. С позициями 2, 3, 4, 9, 10 спорить не буду. 
     Фильм Кулиджанова - Сегеля при всей его "советскости" практически лишен лакировки и кажется достаточно искренним. Бессмертная фраза: "А может быть еще рассосётся?", - восклицает герой Владимира Земляникина, отправляя жену в роддом.
     У С.Герасимова я бы выбрал "камерный" фильм "Дочки - матери". Режиссеру очень выпукло удалось показать существование своего рода двух миров в бывшем СССР. В семью "рафинированных" московских интеллигентов, типа "...мы, старые работники культуры..", приезжает из Свердловска девушка - воспитанница детдома. Как же отличаются представления о жизни у этих советских, взращенных на одной идеологии людей.
      Леонид Гайдай как комедиограф для меня постановщик "Бриллиантовой руки". Энциклопедия "развитого социализма". Первые приметы общества потребления: "брюки превращаются...", "такой же, но с перламутровыми пуговицами (вариант - ...без крыльев)" etc. По части гэгов - "Операция "Ы". Перевоспитание на стройплощадке не забудешь никогда.
      На мой вгляд, лучший фильм Георгия Данелии - "Я шагаю по Москве". По поводу этой картины я уже высказывался в своем дневнике.
      Фильм Е. Карелова, который, ИМХО, никак нельзя считать этапным, большинству памятен участием В. Высоцкого и ярким дуэтом О.Янковского - Р.Быкова. Последний, без сомнения, играл "первую скрипку". Я бы отметил еще Аллу Демидову, очень выразительно произносившую: "Не надо так много говорить. Расстрелять."
      "Офицеры" В. Рогового доказали, что и сугубо патриотическое кино может быть нескучным и коммерчески успешным (лидер проката 1971 г. - 53.4 млн зрителей).
      Наконец, Н.С.Михалков. Я бы выбрал "Неоконченную пьесу..." или "...Обломова". Русская классика, очарование барских усадеб и мастерство Павла Лебешева.
     Кстати, в статье В.Рамм названы и "главные имена российского кинематографа". Мне кажется, что Сергей Урусевский сделал бы этот список более представительным. Роль кинооператоров, на мой взгляд, сильно недооценена.

кино

Previous post Next post
Up