“Nocturnal Animals”/ «Под покровом ночи» (2016). Режиссер, автор сценария и со-продюсер Том Форд.
Картина оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны, памятуя дебютную киноработу Форда, я ожидал холодного, в каком-то смысле, отстраненного препарирования человеческих страстей, слабостей и пороков. Так оно, на мой взгляд, и оказалось. С другой - порадовало то, что картина не стала «калейдоскопом» из эффектных «глянцевых» картинок, словно снятых для рекламного ролика. Мне показалось, что Форд сделал это фильм вовсе не для того, чтобы донести до зрителя некую «мораль». Эта кинокартина для него стала ярким способом самовыразиться. Превратить роман со сложным построением (три временных «пласта») в сценарий - пожалуйста. Открыть фильм способным шокировать прологом - voila. В плане профессионализма к постановщику практически не может быть претензий, но после просмотра невольно вспоминаешь старый анекдот о «фальшивых» елочных игрушках. Фильм преисполнен страстей, но меня это не трогает. На последнем фильме Гибсона я, образно говоря, изошел слезами, а вот Форду этого сделать не удалось. Визуальный ряд (оператор Шимус МакГарви) впечатляет. Будоражащая и завораживающая музыка (композитор Абель Коженёвски) на протяжении всего фильма поддерживает напряжение. К слову, на мой взгляд, по эмоциональному воздействию звуковую дорожку можно сравнить с лучшими работами такого классика жанра как Джерри Голдсмит (“Chinatown”, “Basic Instinct”). Заслуживают похвалы и актерские работы. Джейку Джилленхолу фактически пришлось сыграть трех персонажей («романного» Тони и Эдварда в двух возрастах), и он с этой задачей вполне справился. Очень выразителен в роли отпетого подонка Аарон Тейлор-Джонсон. Работа достойна оскаровской номинации, но статуэтку ему не видать - персонаж получился по-настоящему отвратителен. А вот Майкл Шэннон, напротив, вполне может рассчитывать на награду за роль смертельно больного лейтенанта полиции. Что касается исполнительницы роли главной героини Эми Адамс, то её игра мне не показалась убедительной. Даже Лора Линни в крошечной роли матери создает более запоминающийся образ.
Фильм Форда уже получил признание профессионалов. Гран-при Венецианского кинофестиваля тому доказательство. Шанс собрать несколько оскаровских номинаций весьма велик (режиссура, адаптированный сценарий, операторская работа, оригинальная музыка, актерские работы). Смотреть или нет? Если вы любите кино, вызывающее эмоциональный отклик, то, на мой взгляд, не стоит тратить время. Ценителям же кино как искусства синтеза изображения и звука просмотр обязателен.