"Шпионский мост"/ Bridge of Spies (2015), реж. С.Спилберг, соавт. сценария Дж. и И. Коэны.
Новый фильм режиссера, за творчеством которого всегда интересно следить. Спилберг уверенно работает в разных жанрах (триллер, научная фантастика, приключенский фильм, историческая драма - всех не пересечь) и исторических эпохах. Нынешняя картина, если оценивать её упрощенно, представляет собой своего рода смесь шпионского фильма и судебной драмы (court-room drama) на реальном материале периода "холодной войны". Пересказывать сюжет фильма не буду, а на вопрос, о чем эта картина, ответить, на мой взгляд, достаточно легко. Спилберг снял фильме о долге или о должном. Будь то выполнение профессиональных обязанностей или поведение. Режиссер симпатизирует тем, для кого это понятие - не пустой звук. Даже. если такой персонаж считается врагом.
В центре повествования - юрист, партнер адвокатской конторы Джим Донован (убедительная роль Тома Хэнкса), советский разведчик Рудольф Абель и американский летчик Гэри Пауэрс. Адвокату судьба "подбрасывает" непростые вызовы. Он становится сначала защитником "коммунистического шпиона", которого общественность жаждет видеть на электрическом стуле, а затем - ключевым посредником в тонком деле обмена плененного американского летчика на помянутого шпиона. Подробности этой истории легко найти в сети.
Не скажу, что 140 минут хронометража пролетели, как одно мгновение, но сюжет увлекает. Создатели фильма, как могли, скрупулезно воссоздали атмосферу рубежа 1960-х гг., но не без некоторых "огрехов", список которых можно посмотреть на IMDB. Добавлю и от себя. В Москве процесс над Пауэрсом проходил в Колонном зале Дома Союзов - художник-постановщик картины не стал заморачиваться с воссозданием его интерьера. Еще в одном кадре мелькает портрет Н.С. Хрущева, как мне показалось, с четырьмя звёздами Героя на груди, тогда как в 1961 г их у советского лидера было еще три. И еще привлекли внимание исполнители ролей сотрудников спецслужб, причем обеих сторон. Все они на редкость непривлекательные, если не сказать отталкивающие. Тоже позиуия авторов? Любопытно, что для этой картины Спилберга музыку написал Томас Ньюман, а не многолетний "соратник" режиссера Джон Уильямс.
В заключение можно сказать, что авторы фильма однозначно высказались против тех, кто считает, что "есть вещи выше права".
Еще несколько слов об истории, так сказать, с нашей стороны. Если верно то, что прозвучало в программе
"Момент истины", возникает вопрос - почему отечественные кинематографисты не заинтересовались этим сюжетом?
* Делай, что должно, и пусть будет, что будет.