А.П.Чехов "Вишневый сад". Московский драматический театр имени Пушкина. Постановка Владимира Мирзоева.
Начну со своего рода открытия. Из рецензий, прочитанных после просмотра, выяснилось, что этот спектакль - первое обращение режиссера Мирзоева к драматургии Чехова. Постановщик не пошел по популярному пути переноса персонажей в реалии современности, но и не стал следовать авторским ремаркам. Сценография (Александр Лисянский) предельно лаконична (титульный кадр): наклонная плоскость сцены, сложенная словно пазл из оконных рам, дверных полотен, рояльной крышки и прочих деталей мебели, и некая конструкция, в основе которой угадывается крест. Действующие лица одеты в костюмы, соответствующие эпохе, но временами скидывают верхнюю одежду и оказываются в довольно современном трикотажном исподнем. Спокойное течение пьесы режиссер "оживил" энергичными вставными танцевальными номерами. Стоит заметить, что несколько лет назад в Москву привозили постановку "Вишневого сада" французского режиссера Люка Персеваля, у которого персонажи пьесы тоже танцевали. Все рецензенты не оставили без внимания сцену с капельницами, красное содержимое которых кому-то показалось вишневым соком, а кому-то кровью (!). Все подробности о спектакле и подборка рецензий на
сайте театра. В роли Любови Андреевны Раневской Виктория Исакова (фото с сайта театра Пушкина)
Среди персонажей пьесы есть "вечный студент" Петя Трофимов. В его монологе моё внимание привлекли следующие слова:
"Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом...".
Удивительно. Антон Павлович написал это более века назад, а кажется, что это - реакция на нынешнее состояние нашего общества (ностальггия по СССР, "дядюшка Джо" как гениальный менеджер etc.)...