Таганрог: наследие Федора Шехтеля.

Jun 14, 2014 23:54



Продолжаем знакомство с Таганрогом. Этот рассказ, в каком-то смысле, можно считать продолжением чеховской темы.
       Итак, видный московский архитектор Федор Шехтель и провинциальный Таганрог.  Что занесло одного из ярчайших представителей русского модерна в такую глушь? Оказывается, Шехтель и брат Антона Чехова, Николай, были сокурсниками в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Стесненные финансовые обстоятельства  заставляли Шехтеля искать заработков в ущерб учебе. Он иллюстрировал книги, журналы, рисовал афиши и ресторанные меню. Закономерно, что начинающий писатель Антон Чехов воспользовался мастерством Шехтеля - рисовальщика для оформления виньетками своего первого сборника "Пёстрые рассказы" в 1886 г. Знакомство переросло в дружбу. Уже достаточно известный в то время Чехов рекомендовал Федора Осиповича начинающим авторам как прекрасного оформителя. По "протекции" писателя Шехтель исполнил свой первый церковный проект - часовня Михайловской церкви в Таганроге (1887, разрушена большевиками). Судьба двух других построек архитектора в этом городе сложилась не столь трагично.
  2. Центральная городская публичная библиотека им. А.П.Чехова (ул. Петровская, 96).


3. А.П.Чехов много делал для городской библиотеки: пополнял её фонды своими сочинениями, просил других литераторов присылать книги в Таганрог. Не забыл он о библиотеке и в своем завещании.  После смерти писателя библиотеке в сентябре 1904 г было присвоено его имя. Тогда же Городская дума постановила: завещанные А.П.Чеховым деньги, а также 2200 руб., накопленные П.Ф.Иордановым (врач и общественный деятель, городской голова Таганрога в 1905-1909 гг.), обратить в фонд для постройки здания для "Городской имени А.П.Чехова библиотеки".


4. В 1910 г. создана Особая комиссия по разработке проекта здания. Как архитектор приглашен Ф.О.Шехтель.
9 марта в письме к нему Городской голова А. З. Хандрин высказывает опасения, что малая сумма собранных средств может послужить препятствием к получению согласия архитектора. В ответном письме Шехтель заверяет, что сделает проект безвозмездно, необходимо будет только оплатить работу помощников. 10 августа составлена смета на постройку здания библиотеки и музея в сумме 34 500 рублей. 17 января 1914 г.состоялось торжественное открытие и освящение  библиотеки и музея в новом здании, на котором присутствовали родные писателя -  М. П. Чехова, И. П. Чехов, М. П. Чехов. Они передали в дар музею некоторые  личные вещи А. П. Чехова (трость, шляпу, пальто). В здании библиотеки начинает действовать «чеховская комната».


5. В стилистическом плане здание - образец неоклассицизма, хотя композиция его асимметрична.


6. Фасад монохромен и практически лишен декора. Его акцент - ризалит, украшенный 6 многогранными пилястрами, можно сказать, дорического ордера.


7. Этот элемент фасада библиотеки чем-то роднит её с собственным домом Федора Шехтеля на Б.Садовой, 4 в Москве. Интересующиеся без труда найдут изображение этого здания в сети.


8. Вестибюль (фрагмент).


9. Лестница в подвал.


10.


11. Световой фонарь читального зала.


Пора отправиться по другому адресу, чтобы увидеть еще одну постройку Шехтеля в Таганроге.

12. Музей "Градостроительство и быт Таганрога" (ул. Фрунзе, 80). Вернее, особняк Е.И.Шаронова (1912).


13. Закономерно возникает вопрос, что за человек, решившийся построить в провинциальном городе столь неординарное здание? Информации о Евгении Ивановиче Шаронове в сети не слишком много. Адвокат, сын таганрогского купца, он был достаточно крупным землевладельцем (только один из его хуторов насчитвал 340 десятин земли в селе Ряженое близ Таганрога). Хозяйство Шаронова поставляло в город хлеб и другие продукты.  Судя по всему дела у владельца шли хорошо, если у него нашлось 25000 рублей на постройку дома, который он подарил своей дочери Марии в качестве приданого. Как познакомились прогрессивный таганрогский латифундист и архитектор Шехтель, участвовал ли в этом Чехов - история умалчивает. Так или иначе, заказ получил талантливый московский архитектор, а город - по мнению многих, самое красивое своё здание.


14. В отличие от строгого, лаконичного здания библиотеки здесь мы видим сложное в композиционном плане здание с богато декорированным, полихромным фасадом. В большинстве описаний этого уникального дома его называют уменьшенной копией здания Северного (Ярославского) вокзала в Москве. Согласен, определенное сходство есть.


15. Рассмотрим здание более внимательно слева направо.


16. Маски львиц на надворотных башнях выполнены М. Врубелем.


17.


18. Главный вход в особняк обрамляет кокошник, под которым располагается майоликовое панно "Девушка с цветком", также приписываемое Врубелю.


19.


20. Богатый керамический фриз украшают изображения ваз с цветами. Обилие "цветочных" элементов в декоре - дань модерну.


21. В центральной части - майоликовое панно "Отплытие ладей" в стилистике Н.Рериха (точный автор неизвестен).


22.


23. Украшение конька крыши центральной части здания.


24. Правая часть особняка.


25. Это панно - еще один декоративный элемент, характеризующий стиль постройки как модерн.


26. Панно "Морской бой", авторство которого приписывают В.Васнецову. Текст по нижней кромке композиции заимствован из поэмы "Боривой А.К.Толстого: "сшиблись вдруг ладьи с ладьями, И пошла меж ними сеча, Искры брызжут, кровь струится Треск и вопль в строю сомкнутом". Занимаясь поисками источника текста на картине, я сделал для себя неожиданное открытие. Оказывается аналогичная керамическая композиция украшает доходный дом Солодовникова (1913, архитектор С.М.Гончаров) в московском Лебяжьем переулке, 1. К слову, считается, что весь керамический декор таганрогского особняка выполнен в Абрамцевской мастерской С.Мамонтова.


27. А что же с интерьерами? Увы, время их не пощадило. После революции особняк был национализирован.В нем располагались опытная шелковичная станция (!), детский сад, детская поликлиника, после Отечественной войны -  райком КПСС и горком профсоюзов. Лишь в 1970 г. здание передали краеведческому музею, который в нынешнем виде существует с 1981 г. после реставрации здания. Понятно, что в таких условиях авторские интерьеры были утрачены. Даже печь, которая стоит в одном из залов, как сказали мне смотрители, привезена из другого дома. Но кое-что все же дошло до наших дней, похоже, без значительных искажений. Вестибюль. Расстекловка, скорее всего, оригинальная.


28. Вестибюль (фрагмент). Декор фриза, по всей видимости, тоже оригинальный, а вот цвет, мне кажется, Шехтель вряд ли бы одобрил.


29.


Съёмка 31 мая 2014. Камера: Samsung WB 600.
     Исторические сведения почерпнуты с сайта Таганрогской центральной городской публичной библиотеки.
      Начало рассказа о Таганроге: по чеховским местам.

архитектура, путешествия, Шехтель Ф., музеи, Врубель М., модерн, Таганрог, фотография

Previous post Next post
Up