Санкт-Петербург: мозаики в метро. Линия 5, часть 3.

Nov 08, 2012 17:02



Продолжим путешествие по линии 5. Мой воображаемый поезд проследует станцию "Чкаловская" без остановки. Следующая станция -


    "Спортивная". Построена по проекту архитекторов А.С.Константинова, В.С. Волонсевича при участии О.А.Кузнецова, конструктора Н.И.Кулагина. Открыта в 1997 г.  Название станции определило её географическое положение. Поблизости находятся два крупных спортивных сооружения - стадион "Петровский" и дворец спорта "Юбилейный". Станция уникальна своим конструктивным решением. Она - односводчатая двухъярусная глубокого заложения (64 м). Но меня она заинтересовала своим оформлением.
       В подземном вестибюле пассажира "встречают" мозаичное панно "Олимпийский огонь" над эскалаторным тоннелем и 6 медальонов, посвященных, надо полагать, олимпийским видам спорта, на боковых стенах. На нижнем ярусе станции есть еще одно крупное панно и мозаичные вставки на путевых стенах. Весь мозаичный декор выполнен художником А.К.Быстровым.
      1. Панно "Олимпийский огонь".


2. Левая часть панно.


3. Центральная часть панно. Факел с олимпийским огнем держит, по всей видимости, Зевс. Слева от него, судя по костюму, Афина, которая держит в левой руке статуэтку с крылатой фигурой. Ника - образ победы?


4. Правая часть панно. Обнаженные фигуры, надо полагать, олицетворяют спортсменов. Стоит заметить, что по обилию мужской frontal nudity композиция довольна смела для советского искусства.


Медальоны левой стены подземного вестибюля.
      5. Стоит заметить, что соревнований всадников на Олимпийских играх в Древней Греции не было. Соперничество на колесницах, запряженных четверкой лошадей, началось на играх 25-й Олимпиады (680 г. до н.э.).


6.  Обмотанные ремнями руки подсказывают, что перед нами либо кулачные бойцы, либо соперники в панкратионе. Первые состязания по кулачному бою состоялись на играх 23-й Олимпиады (688 г. до н.э.), в панкратионе - на играх 25-й Олимпиады (680 г. до н.э.).


7.  Следующее панно выполнено, видимо, в угоду, как принято говорить, политической корректности, но совершенно не соответствует историческим фактам. Слева - женская фигура, выполняющая, похоже, гимнастические упражнения. Увы, женщины не только не участвовали в олимпийских состязаниях, но и не имели права присутствовать на Играх даже как зрители.


Панно на правой стене вестибюля.
      8. Тут всё понятно - борцовский поединок.


9.  Мускулистый атлет с быком на плечах - по всей видимости, знаменитый борец и неоднократный олимпийский чемпион Милон из Кротона.


10. Дошла, наконец, очередь и до метателей. Метания копья и диска входили в состав пентатлона, дебютировавшего на играх 17-й Олимпиады (708 г. до н.э.).


11. Спускаемся на станцию нижнего уровня. Тоннельные стены декорированы мрамором и мозаичными вставками с профилями, видимо, олимпиоников.


12. Меандрический орнамент также отсылает зрителя к Древней греции.


13. Профили "олимпиоников" на первый взгляд кажутся одинаковыми, но это впечатление ошибочно. Стоит заметить, что лики темнокожих спортсменов - попрание исторической правды. В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорожденные греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права.


14. Заключительный "аккорд" оформления станции "Спортивная" - большое панно с бегунами.


Источник сведений по истории Олимпиад: Олимпийская энциклопедия, "Советская энциклопедия", М., 1980, С. 241-242.
      Продолжение следует...

метро, Быстров А.К., мозаика, фотография, "Спортивная", Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up