Родная кровь.

Oct 02, 2011 22:41

     
   "Елена" (2011), режиссер и соавтор сценария Андрей Звягинцев.

Долой профессиональную этику и “Клятву Гиппократа”!? Сначала в фильме Альмодовара пластический хирург занимается членовредительством, а теперь у Звягинцева медсестра, пусть и бывшая, дает лекарства в запрещенной комбинации.
       Андрей Звягинцев, наконец-то, отказался от притчевости, доведенной до абсурда в “Изгнании”, и снял внятный фильм о человеческих взаимотношениях в конкретных обстоятельствах места и времени.
     Современная Москва. Финансово состоятельный мужчина зрелого возраста Владимир (Андрей Смирнов) взял в жены медсестру Елену (Надежда Маркина), которая ухаживала за ним после аппендэктомии, осложнившейся перитонитом. Теперь она не нуждается в средствах и даже поддерживает деньгами семью своего плодовитого сына-неудачника. Серьезной проблемой становится отказ, так сказать, отчима субсидировать учебу внука в институте дабы избежать службы в армии. На что можно пойти ради денег?
        Немного удивила отстраненность, с которой авторы рассказывают эту историю. Всё-таки речь идет о смертном грехе. Многие кинокритики отметили сходство фильма Звягинцева с работами Клода Шаброля, что в какой-то мере (“моральная драма” по жанру) вполне справедливо (на месте А.Смирнова вполне органично бы смотрелся, скажем, Мишель Пикколи), но существует и различие, на мой взгляд, принципиальное  - французский классик брался за сюжеты, в которых  персонажи, преступившие грань человеческого, как правило, получали по заслугам. Был такой шанс и у Звягинцева. Драка темным вечером у бетонного забора ТЭЦ показалась мне подходящим моментом, но авторы  проявили милосердие и сохранили балбесу-подростку  жизнь. Елена будет оставшуюся жизнь испытывать душевные муки, а её непутевый сын и невестка  - пользоваться “материальными благами”, не испытывая морального дискомфорта.
       На сегодня "Елена" - лучший российский фильм из тех немногих, что вызвали у меня интерес. Классический по исполнению - последовательное развитие сюжета с длинными планами; цикличный по форме - действие начинается и заканчивается в одном и том же месте, скажем, как у Дж.Лоузи в "Несчастном случае" ("Accident"). Вновь продемонстрировал высокое мастерство оператор-постановщик Михаил Кричман, постоянный участник команды Звягинцева.
        Трудно удержаться от похвалы самому себе. Слушая нагнетающую тревогу музыку, я подумал, что это - минимализм, достойный Филиппа Гласса. Каково же было мое удивление, когда я увидел его имя в титрах в качестве композитора.
       Что меня не убедило - это уже профессиональное "брюзжание" - частная клиника, в которой находился Владимир после сразившего его инфаркта миокарда. Палата, конечно, просторная, интерьер неплох, а вот лечение, похоже, подкачало.  По идее герою следовало бы сделать коронарографию, но в сценарии, видимо, об этом речь не шла. Иначе бы эта визуально выигрышная процедура (лица хирургов, скрытые масками, мерцающие экраны мониторов, бликующие медицинские инструменты) попала бы в кадр.

кино, Гласс Филипп, драма, Звягинцев Андрей

Previous post Next post
Up