May 13, 2024 09:43
И в завершение разговора об "Онегине".
В комментариях сказали: фильм плох, но не ужасен, и, в конце концов, разве "Гардемарины" не хуже?
Ну, давайте сравним.
За последние десять лет Светлана Дружинина сняла два произведения: последнюю серию "Тайн дворцовых переворотов" и собственно "Гардемаринов" (в двух частях).
Сарик Андреасян снял сорок. СОРОК. В среднем он выпускает по три фильма в год. Плюс сериальчики там-сям.
Есть некая жуткая насекомая механистичность в том, как Сарик всасывает в себя все, что подворачивается, - без рефлексий, без сомнений. Чикатило? Отлично. Пушкин? Тащите. "Он загребёт все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернёт пространство, закуклится и остановит время".
"Гардемарины" - фильм всего лишь бездарный. Подчеркиваю: всего лишь. За ним виден распад личности, что очень печально, но не ново. Достаточно пересмотреть последние фильмы режиссёра /тут список из двадцати фамилий/.
Что мы видим, если внимательнее взглянем на "Онегина"?
Вот эти изящные корзинки, в которые молодые упитанные крестьянки собирают ЯБЛОКИ, - это что, могло родиться в чьем-то уме? Русском ли, армянском ли? Что, армяне яблок не собирали? Мальчуган в шейном платочке, крестьянки, торгующие букетиками сухоцветов, пластиковые лапти (лаптей не нашли в России), Зарецкий, который предлагает примириться Онегину и Ленскому - когда история шаг за шагом вела к тому, что он этого НЕ предложит, в этом, собственно, и смысл фигуры Зарецкого, всю дорогу двигающего драму и доведшего ее до высшей точки, - это что, человеческий мозг придумал?
Нет, братцы.
Эта картина изумительна именно тем, что за ней НЕТ человека. Нет никакого ума, ничьего чувства.
Не может живой человек снимать кино - и не родить ни одного собственного кадра! Весь фильм - это компиляция. В нём всё потырено и перемешано кулинарной лопаткой. Целые кадры, целые прогоны взяты: что не из "Гордости и предубеждения", то из школьных иллюстраций к Онегину, а где не иллюстрации, там высунется то "Каренина", то предыдущий "Онегин" Марты Файнс.
Это вам ничего не напоминает?
Какой человек одел бы героиню в траур на собственных именинах? Похороны в чистом поле с цепочкой карет - это что? А это влез отрывок из чужого кино, где черные линкольны выстроились друг за другом на отпевании главы мафиозного клана.
Вот это сочетание ошметков чужого с полным отсутствием привнесённого личного - оно абсолютно узнаваемо.
Картину "Онегин" снял Искусственный Интеллект.
В каком году клан Андреасянов впервые решил его использовать - сложно сказать. В предыдущих фильмах полно свидетельств вмешательства ИИ. Но монтировал и отчасти снимал все-таки человек. А вот на "Онегине" ИИ дали развернуться в полную силу.
ИИ сделал то, на что способен. Он самое живое произведение русской литературы разъял на части, порубил обрезки, заправил чужим визуалом, собрал гомункула и эту мертвечину, бессмысленно идущую в любом направлении, куда повернешь, подтолкнул к зрителям.
А Сарик... Ну что Сарик. Хороший человек наверняка. Об актерах вон, пишут, заботится как о родных.
А что его гомункул с лаптями получил статус Большого Кино, что на него толпами погнали школьников, и что на следующий фильм Сарику отвалят ещё больше денег, а в ближайшие годы мы будем видеть на экране все больше продуктов творчества ИИ, - так в этом не Андреасяны виноваты.
А Дружинина всего лишь честно сняла Очень Плохое Кино.
И только.