Безупречный мир "Двенадцати царств"

Nov 30, 2013 12:11



Корра и Аанг
Художник: momofukuuПока на тематическом форуме по мультсериалу "Аватар. Последний покоритель воздуха" и его продолжению "Легенда о Корре" утихают баталии между теми, кто сетует о том, как к концу второй книги ЛОК создатели умудрились нарушить многие основные законы созданного ранее мира и нагородить околесицу, и теми, кто предлагает "смотреть и не париться",  я вспомнила еще об одном мультсериале, действия которого происходят в вымышленном месте, также навеянном китайской культурой*.

И причина кроется не столько в этом сходстве, сколько в том, что, в отличие от создателей "аватаров", автор данного произведения, приступая к его написанию, потратил немало времени на тщательное продумывание нового мира.

"Написанию" - я не ошиблась, так как этот мультсериал, а вернее - аниме, снят по серии ранобэ (дословно переводится - "легкий роман", т.е. для юношества). Само аниме имеет как ряд плюсов (одним из них, на мой взгляд, является музыка), так и существенный минус, заключающийся в порой излишней затянутости за счет регулярных повторений событий из предыдущих серий. Тем не менее, на текущий момент это единственный источник, который даёт более ли менее полную картину того, что происходит в ранобэ. Хотя в мультфильме есть и свои отхождения от сюжета книг.

В общем, я сначала познакомилась с аниме (экранизированы первые четыре романа), а спустя какое-то время с любительскими переводами некоторых из книг (а именно - 1, 2 и 6). Всего цикл насчитывает шесть книг и один сборник рассказов. Переводы в большинстве своём не ахти, так как в основном делались по схеме японский -> английский -> русский, но, как говорится, чем богаты...
А вот и они: Ёко и Кейки.
Художник: Ямада Акихиро.

Ладно, довольно вступлений, аниме и, соответственно, ранобэ называются "Двенадцать царств" (十二国記, Juuni Kokki), автор - Оно Фуюми. Возможно, кто-то из моих постоянных читателей помнит, что я упоминала об этом аниме ранее, но то было да-а-авно и совсем вскользь. Так вот, я наконец-таки созрела написать о нём поподробнее, ну и заодно ознакомилась с переводами некоторых книг.

Итак, завязка ранобэ (на сей раз я буду уделять больше внимание именно книгам) довольно обычная для многих произведений подобного жанра: жила-была обычная японская школьница со своими тараканами, никого не трогала, как в один чудесный трагичный день забрал её в другой мир прекрасный хладнокровный незнакомец, назвав при этом своей второй половинкой повелительницей и снабдив волшебным мечом.

Думаете, на новом месте она оказалась бесстрашной, храброй и благородной воительницей, которая с помощью верного слуги и волшебного меча спасла мир? Э-э, не тут-то было... то есть, была и воительница, и сражения с волшебным мечом, но всё совсем по-другому, а не как ожидалось от истории с подобным началом.



Тень Луны, Море Теней.

Похищение Ёко. На пути в новый мир.
Художник: Ямада Акихиро.

Книга, с которой начинается наше знакомство с миром 12 царств. Завязку я уже описала выше, а дальше...
Дальше - перенести-то перенесли-то нашу японскую школьницу в другой мир, а вот защиту обеспечить, как обещали, не смогли. Сразу после появления на наших героев напали, и им пришлось разделиться. Вот так Ёко очутилась совсем одна на берегу бескрайнего и бездонного океана, с мечом в руках и без понятия, где она и, собственно говоря, зачем. Всё, что она знала - что высокого незнакомца зовут Кейки и ему служат волшебные существа, меч - является её собственностью и должен быть всегда вместе с ножнами, а каменный шарик, прикрепленный к ним - восстанавливает силы и лечит того, кто его держит. Единственным "спутником" девушки стал один из слуг Кейки, ранее вселившийся в её тело для того, чтобы она убила демона, проникшего вслед за ними в наш мир. Но, так как Ёко была испугана наличием в себе чего-то постороннего, Кейки приказал слуге никак себя не проявлять.

В аниме Кейки прихватывает с собой (по просьбе Ёко) еще и двоих её школьных друзей - парня и девушку. Последняя играет в мультфильме не последнюю роль, ее судьба - горькая ирония над теми подростками, кто начитавшись героических книжек про волшебные миры, бежит от действительности и, попадая в другой мир, верит, что он(а) - избраны для этого по каким-то причинам. А выходит, что избрана была не она, а вон та трусиха, которая и идти никуда не хотела, вас же так, за компанию взяли, да и еще потом обвели вокруг пальца и использовали в своих целях.


Ёко и ёмы (демоны).
Автор неизвестен.Но вернемся к Ёко. Хоть она каким-то образом и понимала местный язык, приём ей в этом, похожем на древней Китай мире, оказали совсем не радушный. В результате чего девушке пришлось несколько месяцев скитаться по лесам и горам полуголодной и измотанной постоянными схватками с демонами (слуга Кейки продолжал управлять телом Ёко для защиты от нападений, не делая при этом скидку на её физическую форму и состояние). Правда, попадались и добрые люди, но большинство из них вскоре обманывало и/или использовало её. Когда же выпадала передышка, Ёко начинали посещать видения на лезвие меча, а чуть позже и дух голубой обезьяны. Если первый показывал то, что происходило и происходит в Японии, то второй мучил её сомнениями и надсмехался над девушкой.

После одной из изматывающих схваток, когда Ёко была уже на грани жизни и смерти от голода, усталости и ран, её подобрал странный разумный и говорящий зверь, похожий на большую мышь. Ракусюн, а звали его именно так, оказался на редкость образованным существом и он-то и рассказал Ёко о мире двенадцати царств, а также предложил девушке дальнейший план действий и свою помощь.

Думаете, что для Ёко началась белая полоса? А не тут-то было, до того, чтобы понять и принять себя и своё место в этом мире, девушке предстояло ещё через многое пройти. Но с её дальнейшими приключениями вы можете ознакомиться и сами. Моё же сообщение озаглавлено, как "Безупречный мир "Двенадцати царств" и я предлагаю перейти к знакомству с ним.
Мир двенадцати царств.

Пожалуй, каждый из нас в школе на уроках обществознания слышал о "Утопии" Мора и "Городе солнца" Кампанеллы, в которых авторы описывали нам свою идеальную модель общества. А позже на истории - о попытках людей воплотить свои представления об идеальном обществе в отдельно взятом городе или общине. И мы знаем, что большинство из них провалились, так как изначальная задумка была слишком далека от реального общества с его сложными механизмами. Ведь в утопии всё держится на полном единомыслии и соблюдении людьми принципов, заложенных в её основании. Но что будет, если за поддержание законов будут ответственны высшие силы, а весь мир - это одна большая утопия? О возможном развитии событий вы узнаете, если решите посмотреть аниме или прочитать романы о мире двенадцати царств.


Миру-утопии - идеальную карту!Двенадцатицарствие не всегда было "утопией", её сотворил верховный бог Тентей, когда увидел, что люди ввергли мир в хаос. Тогда он уничтожил его и создал новый мир, в котором установил порядок. Теперь правителей на трон избирали божественные создания - кирины (что-то вроде нашего единорога). После этого царь, опираясь на советы своего кирина, должен был править государством согласно принципу "Доброго пути", если правитель не сходил с него, то жил вечно, в противном случае его и даже выбравшего его кирина ждала небесная кара. Во избежание межгосударственных войн также был введен божественный запрет.

Улучшения коснулись не только формы управления царствами, но и самих людей и живых существ. Всё в этом мире появляется из плодов особых деревьев, причём родители в большинстве случаев должны просить о "рождении" детей (вернее, о завязи плода с их ребенком). Применительно к людям, это значит, что нет нежеланных и внебрачных детей, нет родителей-одиночек и сирот. А так как женщины не рожают, то они равны в своих правах и возможностях мужчинам и могут служить в армии, обучаться в высших учебных заведениях и занимать политические должности.

Однако мир, нарисованный Фуюми Оно, не статический мир классических утопий, где общество застыло в неподвижности. У неё, если можно так сказать, - "живая" утопия, и люди здесь тоже живые - со своими характерами, мыслями, желаниями и пороками. Бог создал новый мир с идеальным порядком, но люди в нём - реальные, поэтому правители нередко сходят с пути, и их царства катятся вслед за ними. Но кирин снова выбирает царя, и государство начинает возрождаться из пепла. Этим же я объясняю и наличие домов с зелёными колоннами (борделей) - в теории переложение функции деторождения на деревья должно было свести на нет плотскую сторону отношений, однако в реальности - у живых людей страсти-то остались... Поэтому я не вижу промашки автора в той части истории, когда один из "добрых" людей пытается продать Ёко в такое заведение.

Боги в этом мире - тоже "живые", но они крайне редко вмешиваются в мирские дела, в основном полагаясь на установленный Тентеем порядок. Да и отношения к богам у людей другое: просто молиться - не принято и, как выразилась Ёко, с божествами не заключают сделок: хочешь сдать экзамен - готовься к нему лучше, хочешь скопить денег - усерднее работай. Чем тебе здесь поможет молитва?

Особенно подробно устройство мира и его правила описаны в шестом романе "Берег в Сумерках, Небо на Рассвете", где герои ищут лазейку в божественных правилах, чтобы совершить, в общем-то, хороший поступок.

Мне было невероятно интересно путешествовать по миру - "живой" утопии, узнавать, что может привести такой вроде бы созданный идеальным мир к наличию в нём страданий, неравенства и горя, следить за взрослением героев и тем, как люди живут в рамках божественного провидения. И, если кто-то решит после моего длинного отзыва познакомиться с ним, то предупреждаю, что в книгах, как и в аниме, достаточно много политики и нет романтических линий.

Засим откланиваюсь и благодарю тех, кто дочитал это бо-о-ольшое сообщение до конца ;)

видео и фильмы, интересности, музыка, книшки, avatar

Previous post Next post
Up