Интервью в АИФе

May 11, 2011 18:20

у АИФ-Владимир отчего-то нет сайта. Было бы красиво вставить сюда ссылку, но не судьба.
А интервью было 27 апреля, про букинистику, в рамках месяца книги.

Весёлый самотёк

Я знаю многих людей, которые предпочитают ходить в букинистический магазин чаще, чем в обычный книжный. Почему, на Ваш взгляд, такое может быть?
Мало того, я знаю людей, которые просто проводят у нас свободное время. Копаться в старых книгах - увлекательнейшее занятие! Это как рыбалка, никогда не знаешь, что вытянешь. Я сама до сих пор удивляюсь: к нам до сих пор приносят книги, о существовании которых я даже не догадывалась. Редко, но попадаются настоящие жемчужины.
И к тому же массовые книги, учебники у нас обычно дешевле, чем в магазине. Новые книги стали слишком дороги, что скрывать.

Какой возраст у самой старой книги на полках Вашего магазина?
Мы не антиквары, хотя старые книги у нас, конечно, появляются. У нас иной подход. Книга, как и всё остальное, определяется формой и содержанием. Для антикваров в первую очередь важна форма: сохранность, целостность, редкость. Антиквары несуетны, хитры и солидны. А мы любим бурленье! И для нас книга - прежде всего книга, а не артефакт. Наш покупатель другой. У нас есть книги XVIII века, но не они определяют дух «Эйдоса».

По какому принципу вы принимаете книги? Какие книги сейчас ценятся?
Книга должна быть кому-нибудь нужна, вот и всё. При этом мы храним наше изначально интеллектуальное направление: детективы, любовные романы никогда не будут занимать у нас больше определённого объёма...
Дорого стоит редкая книга. Но понятие «редкая» весьма относительно. Например, серия «Библиотека приключений и научной фантастики» (она в народе называется «рамка») в советское время издавалась огромными тиражами. Такие книги сами по себе не редкость - но большинство из них зачитаны, потрёпаны. Поэтому старая «рамка» в отличном состоянии - может стоить приличных денег.
Как ни странно, очень востребованной книгой является «Капитал» Маркса. Его покупают мгновенно. Почему современные издательства не печатают Маркса - это для меня загадка.
Всегда ценны старые атласы, детские книги начала века, среди научной литературы попадаются ценные экземпляры, но далеко не все. К тому же Владимир не научный город, библиотеки наши, в основном, мещанские.

Почему сейчас люди продают книги?
Большинство предлагаемых книг - это книги конца советской эпохи, когда книжный шкаф был практически в каждой семье. А то и не один. Книги были для чтения, а также для статуса, было понимание ценности книг, и их собирали детям, каждому по библиотеке, потом внукам... Сейчас же изменился сам образ дома как личного пространства. И в этом новом образе - посмотрите журналы по дизайну - есть, конечно, полка-другая книг, но не больше. То есть вот раньше в общественном сознании был акцент на обладании книгами, а теперь этот акцент исчез. Это настоящий тектонический сдвиг: почти весь накопленный книжный слой перемещается - к нам, в библиотеки, на дачи, да и просто на помойки. Мы, в свою очередь, отвозим хорошие, но непродаваемые книги в библиотеку Владимирского Централа, в дом инвалидов, раздаём бесплатно, а в магазин отбираем далеко не всё.
Тут, как всегда, не обходится без крайностей. В некоторых головах понимание ненужности книг дома причудливо сочетаются с ощущением, что они обладают настоящим богатством...
Но у нас не только советские книги: современный читатель-покупатель тоже не всегда хочет держать книги дома, поэтому у нас есть и новинки книжного рынка. Купил - прочитал - отнёс в букинист - выручил часть денег - купил ещё что-нибудь почитать. Отличная схема, я считаю!

Ваши покупатели - кто они?
Это очень разные люди. Говорят, что молодёжь не читает книг - а у нас довольно много молодёжи. Причём запросы её высоки, Маркес и Борхес не залёживаются, нет. А вот за фантастикой больше приходят люди среднего возраста - тот, кто начал читать фантастику в 80-е, не останавливается до сих пор. Есть постоянные покупатели дешёвой литературы: массовые издания мы сбрасываем по 10 рублей, и там встречаются весьма достойные книги, вся беда которых лишь в том, что их слишком много: военные мемуары, исторические романы, авантюрные романы, классика. Есть эстеты, гоняющиеся за редкими детскими книгами с замечательными иллюстрациями советских художников. Всегда приходят студенты, да и школьники. Вот такой пёстрый у нас контингент.

При «Эйдосе» некогда работал гуманитарный клуб. Он жив? Расскажите про деятельность Вашего клуба.
Сейчас нельзя сказать, что у нас ведётся планомерная клубная работа. Всё происходит само собой. Затея появляется, поступает предложение «давайте сделаем» -- «А давайте!», ну и что-нибудь совместно делаем. Сейчас из-за огромного потока книг нам просто физически негде собираться, и это жаль. Но остаются концерты. Некоммерческая музыка - наше старое хобби.
А в «Эйдосе» мы обычно обсуждали какие-нибудь «заседательные» вопросы или руками что-нибудь делали. Рисовали, клеили, делали самодельные книжки… Это больше мои девчонки любят, и их друзья. Вот, Кристина сделала боди-арт - книжного ангела, хороший ангел получился :)
Одно время был у нас человек, который целенаправленно занимался организацией подобных заседаний. Но почему-то получился филиал советского общества «Знания». Мне тогда всё это надоело и остался только весёлый самотёк. Хотя идея сделать «Эйдос» точкой дополнительного образования, организовать место проведения свободных лекций меня частенько посещает. Мы на самом деле похожи на виртуальный дом культуры, где музыка, книги, лекции, кружки. Только всего этого мало, потому что букинистическая торговля не может окупить подобное предприятие. Букинистическая торговля - это всё-таки очень маленький бизнес.

Вам часто приходится иметь дело с книгами, которые до этого принадлежали кому-то ещё. Вы задавались когда-нибудь вопросом, кто был это человек, какова история книги?
По некоторым библиотекам, которые нам приносят, видно, что книги были любимы, тщательно подобраны и читаемы. Бывает, умирает такой человек, его книги приносят наследники. И иной раз горько видеть, то, что их смысла и ценности люди не осознают. Нарушается правильная связь времён. Жил человек, мыслил, читал, а наследникам не передал.
Но у отдельной книги, бывшей в руках у хорошего хозяина, история не просматривается. История бывает у нерях: тут масляное пятно - ел, значит, тут страницу загнул, тут телефон чей-то записал на форзаце.

Можете ли Вы назвать себя книжным гурманом? Какие книги у вас дома? Что вообще Вы читаете?
Читаю я много, но беспорядочно. Беллетристику - всё меньше, абстрактное знание вроде философской литературы тоже перестало привлекать. Интереснее всего, на самам деле, люди, и осмысление собственной жизни, жизни страны. Поэтому мой жанр теперь - мемуары. А просматривая современную литературу, я пока не нашла такую книгу, которая бы что-то мне открыла по большому счёту. Есть, конечно, книги, которые можно назвать занимательными, которые можно посоветовать друзьям - но не больше того.
И дома книг немного, я не коллекционер. Мне нравится находиться в потоке, а копить - нет. Хотя есть, конечно, книги-друзья. Может, я их и не перечитаю, но привыкла их видеть, помню, что ними связано. Обычная личная история.

Полина Вахотина - лицо букинистического магазина «Эйдос», организатор фолк-фестиваля «Большое гнездо», инициатор кратковременного, но заметного в городе клуба «Ё».
Полина Вахотина - человек, которого занимает действие. Она не любит банальности, клише и стандарты. Во время беседы упорно сопротивляется вопросам типа «как вы к этому пришли». Она, по её версии, никуда не приходила. Все события происходят сами, и так, как надо. И «Эйдос» тоже так возник, можно сказать, «сам пришёл». Предлагалось, что он будет филиалом московского интеллектуального магазинчика, но его хозяин с головой ушёл в театр. «Так оказалось, что у меня на руках действующее предприятие...».
Друзья называют Полли культуртрегером. По словарю это человек, который насаждает культуру с корыстными целями. Полина свою корыстную цель определяет просто: «чтоб было с кем поговорить, чтоб было в городе интересно жить». «Эйдос» во Владимире вскоре после открытия становится центром интеллектуально-творческой тусовки, где собираются молодые и «неформальные». И сейчас обстановка клуба, где книги в буквальном смысле висят в воздухе (на тонких нитях), как кристаллизовавшееся воплощение витающей в помещении интеллектуально-творческой энергии, а стены увешаны искусными инсталляциями, говорит сама за себя.
Итак, накануне Международного дня книги наш разговор в Эйдосе.

Досье
Полина Вахотина родилась в г. Мариуполь 9 ноября 1967 в семье преподавателей. В начале семидесятых семья переехала во Владимир.
Во Владимире Полина окончила среднюю и художественную школы и поступила в ВГПИ на исторический факультет. Полина выходит замуж и перебирается в Ростов.
Работает дизайнером и редактором. Через какое-то время возвращается во Владимир, открывает магазин интеллектуальной книги "Эйдос". Пробует себя как художник- иллюстратор и мозаичист.

пресса, мы

Previous post Next post
Up