Валидность

Jun 21, 2013 15:42

Валидность - степень нашей уверенности в том, что тест, измерение или эксперимент действительно выполняет ту функцию, для которой они предназначены.
В процессе эксперимента мы можем оценить:
1. Внутреннюю валидность: действительно ли наблюдаемый эффект является следствием экспериментальной манипуляции?
2. Внешнюю валидность: даже если эксперимент удался, его результаты могут быть неприменимы к другим людям и в других ситуациях.

При определении валидности теста или измерения мы пользуемся одним из ряда следующих критериев:
1. Очевидная валидность: действительно ли тест измеряет то, для чего он предназначен?
К примеру, тест на умственное развитие может выглядеть именно так, как предполагается для тестов подобного рода (высокая степень очевидной валидности), или быть замаскированным под что-то еще (низкая степень очевидной валидности).
2. Содержательная валидность: в какой мере тест отражает интересующую область исследований?
Экзаменационные документы подвергаются тщательной проверке, чтобы убедиться, что вопросы соответствуют навыкам и знаниям студентов того или иного курса.
3. Конкурентная (совпадающая) валидность: достоверность теста можно проверить, сопоставив его с уже существующими методами измерения.
К примеру, новый тест на умственное развитие можно сравнить с другим тестом, валидность которого уже известна и доказана. Если показатели участников при испытании нового теста совпадают с показателями при проведении другого теста, то новый тест тоже обладает валидностью.
4. Прогностическая валидность: можно ли на основе теста предсказывать или рассчитывать показатели по другому критерию?
Тесты, используемые с целью отбора, должны обладать хорошей прогностической валидностью.
5. Конструктная валидность: используется ли тест для адекватного измерения теоретического конструкта - т. е. действительно ли тест на умственное развитие определяет коэффициент умственного развития?
Если это так, то тест должен обладать особенностями, позволяющими участникам выполнять его в соответствии с их уровнем интеллектуального развития.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Если вам в качестве доказательства предоставляют пример с экспериментом, то для его достоверности ещё нужно убедиться в его валидности - являлась ли следствие именно от той причины, про которую нам говорят и можно ли перенести результаты эксперимента на всех.



Наука, Психология, Определение

Previous post Next post
Up