"Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXIвека." Часть II

Jan 14, 2017 18:05

Оригинал взят у vittasim в "Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXIвека." Часть II



В этом же зале, вдохновленный работами итальянского мастера известный современный российский художник Валерий Кошляков представит публике произведение, созданное специально для выставки - «Рим. Форум» (2015-2016), перекинув виртуальный мостик из эпохи венецианского мастера в XXI столетие.




Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он расширил деятельность мастерской в Палаццо Томати и помимо выпуска гравюр активно занимался реставрацией и продажей памятников античного прикладного искусства. Речь идет не о реставрации в современном понимании этого слова, а о создании из отдельных фрагментов новых произведений, напоминающие античные. Эти произведения выставлялись в демонстрационном зале в мастерской Пиранези (в так называемом «Музее Пиранези») и посетители (коллекционеры и многочисленные европейские туристы) могли приобрести понравившиеся экспонаты. Для знакомства публики с антиками из собственного собрания и других коллекций Пиранези с 1768 г начал выпускать отдельные гравюры с из изображениями. В 1778 г эти разрозненные листы были собраны в два тома и изданы уже после смерти мастера его сыном Франческо. Каждый лист снабжался описанием изображенного предмета, увлекательным пояснением о его происхождении и владельце, а также посвящен определенному лицу в знак почтения или дружбы. Встречаются имена английских коллекционеров высокопоставленных персон из Германии, Франции, Италии и России, в частности несколько листов посвящены И.И. Шувалову.



Джованни Батистта Пиранези «Титульный лист ко второму тому серии с античным рельефом из портика церкви Санти Апостоли в Риме» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Рельеф с орлом был найден на Форуме Трояна и установлен в портике церкви Санти Апостоли в Риме. Орел с расправленными крыльями, символ величия Рима, часто встречается у Пиранези. Ниже, на каменном блоке начертано посвящение «Его Превосходительству господину генералу покровителю изящных искусств». Иван Иванович шувалов приехал в Италию в 1765г, сопровождая своего племянника Федора Николая Голицына в большом путешествии по Европе (имя Федора Голицына присутствует на вазе, изображенной на заднее плане). Шувалов. По-видимому, оказал финансовую помощь Пиранези в подготовке издания настоящей серии гравюр, и в знак благодарности его имя появилось на титульном листе. В верхней части листа написано, что изображенные вазы происходят из собрания Кавалера Геци в библиотеке Ватикана. Эту фразу не следует воспринимать буквально. Пиранези использовал зарисовки античных ваз, запечатленных Пьеро Леоне Гецци на рисунках с антиков.



Джованни Батистта Пиранези «Большая ваза, найденная в пантанелло, на вилле Адриана в Тиволи в 1770г (Уорвикская ваза» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фрагменты большой мраморной вазы были найдены близ Рима во время раскопок на вилле Адриана в Тиволи,в местечке Пантонелло. Известно, что большую часть фрагментов приобрел Пиранези и разработал замысел реставрации, после чего продал фрагменты вместе с идеей воссоздания британскому дипломату и антиквару Уильяму Гамильтону. В 1775г ваза была реконструирована по этому проекту скульптором Антуаном Гийомом Гранджаком (1731-1801). Тот сделал гипсовую модель, затем ваза была вырезана из куска каррарского мрамора, и в нее были вмонтированы сохранившиеся подлинные фрагменты (маски силенов, львиную маску, часть львиной лапы и шкуры, часть фриза с виноградом). В завершении работы поверхность вазы были покрыты воском, смешанным с мраморной пылью. Свое название ваза получила по имени владельца Джорджа Гревиля графа Уорвикского. В настоящее время ваза находится в Глазко, в коллекции Баррелла.



Джованни Батистта Пиранези «Различные светильники и ваза, инкрустированная камеями» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

На гравюре изображены бронзовые масляные светильники (двухрожковые, трехрожковые, в виде масок Селена и Медузы) из собрания дипломата и антиквара Уильяма Гамильтона, герцога Франческо Гаэтани и Музея Римского Колледжа. Подобные светильники были обнаружены в ходе раскопок в Помпеях и Геркулануме. Справа представлена погребальная урна с прахом комического актера. Урна увенчана бюстом актера и инкрустирована медальонами с театральными масками, которые использовал комик во время представления. Во время ежегодных жертвенных возлияний через отверстие в медальоне с крышкой в урну наливались капли молока и других благовонных напитков.









Джованни Батистта Пиранези «Мраморная ваза со сценой жертвоприношения Ифигении» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

На гравюре представлена знаменитая ваза Медичи. Это большой мраморный кратер, созданный в Афинах в середине I в до н.э. в качестве садового украшения. Хранившаяся в коллекции антиков на вилле Медичи, ваза в XVIII в была перевезена в Галерею Уффицы, где находится и поныне. Кратер украшен рельефом со сценой жертвоприношения Ифигениии. Ифигения, дочь героя Троянской войны Агамемнона, по велению Артемиды должны были принести в жертву, но в последний момент ее заменили ланью. Богиня отправила Ифигению в Тавриду, где та стала жрицей в храме Артемиды. Пиранези посвятил эту гравюру русскому вельможе И.И. Шувалову, что, по мнению специалистов, неслучайно. Это связано с важным внешнеполитическим событием - победой России над турками в Чесменском сражении. В результате которой императрица Екатерина II, новая Ифигения, избежавшая жертвоприношения, стала «жрицей Тавриды»



Джованни Батистта Пиранези «Вид в перспективе большого мраморного канделябра, майденного на вилле Адриана в Тиволи» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Изображенный канделябр с птицами ( цапли или журавли), создан в мастерской Пиранези из подлинных античных фрагментов, найденных в Пантанелло на вилле Адриана, и современные добавления. Подставка и ножки канделябра в виде львиных лап являются античными, декоративный «пояс» с пальметтами сделан в XVIII веке, следующий блок с античными масками дополнен современными деталями. Часть, напоминающая капитель с дельфинами и бараньими головами, является «мозаикой» из античных и новых элементов. Фигуры птиц, по-видимому, подлинные, но головы и ноги были выполнены мастером. В настоящее время канделябр хранится в Ашмолези в Оксфорде. После смерти отца Франнческо Пиранези выполнил еще 3 канделябра с птицами. Можно предположить с большой долей вероятности, что представленный на данной выставке гипсовый слепок «Канделябр с аистами», заказан профессором И.В. Цветаевым для Музея изящных искусств, был сделан с канделябра. Происходящего из мастерской Франческо Пиранези.



Канделябр с аистами. Гипс тонированный, литье по форме. Подлинник: мрамор XVIII в, хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Наряду с бронзовыми светильниками богатые римские дома украшали мраморными предметами мебели. Канделябр с аистами - один из самых больших и художественно исполнен в своем ряду. Он представляет собой круглую колонну, помещенную на трехгранное основание и стоящую на трех ножках в виде лап грифонов. Ствол колонны обвивают рельефные листья аканфа, побеги, плоды плюща и винограда; сверху донизу она переплетена змеей. На каждой стороне основания представлены рельефные изображения гирлянд, плодов, а также сцена жертвоприношения у храма. Возможно, в основе этого памятника лежала идея «мирового древа», представлявшего в сознании древних универсальную концепцию миру. Существует предположение, что подлинник (ныне хранится в национальном археологическом музее в Неаполе) выполнен в мастерской Пиранези его сыном Франческо. Слепок с него был заказан И.В. Цветаевым с другими копиями помпейских ценностей. Известно еще два канделябра с фигурами птиц работы Пиранези - в Национальном музее Стокгольма и в музее Ашмолези в Оксфорде.






Джованни Батистта Пиранези «Мраморный канделябр» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина



Джованни Батистта Пиранези «Бронзовый треножник по рис. Винченцо Бренны» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

На гравюре изображен треножник с фигурами сфинксов из храма Исиды в Помпеях, обнаруженный при раскопках в 1765 г. Он был передан в Музей Портичи (сейчас - в национальном археологическом музее в Неаполе). Гравюра была создана по рисунку Винченцо Бренны, римского архитектора и археолога, который с 1784 г работал в Санкт-Петербурге для императорского двора. Благодаря работе Бренны и Пиранези треножник из Портичи завоевал невероятный успех и стал прототипом для многих предметов мебели эпохи Людовика XVI и стиля ампир. Его форму и декор не раз повторяли при проектировании консолей, столиков и треножников. Именно треножник из Портичи послужил образцом для гальванокопии, заказанный И.В. Цветаевым для музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина)



Треножник гальванопластика, гипс Подлинник: бронза, кон. I в до н.э. - нач. I в. Н. э. Точное место находки неизвестно (из храма Исиды в Помпеях или Геркулануме ?) Хранится в Национальном археологическом Музее Неаполя. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вычурно изогнутые ножки на львиных лапах соединены завитками растительного орнамента; каждая из них декорирована фигуркой сфинкса. Существует предположение, что кольцо- подставка вверху треножника, украшенная гирляндами и головками быков, является позднейшей доделкой. Подобный треножник из храма богини Исиды в Помпеях, найденный в 1765г и переданный в Музей Портичи (сейчас - в национальном археологическом музее в Неаполе) изображена на гравюре Пиранези, созданной по рисунку Винченцо Брены, из серии «Античные вазы, канделябры…»









Джованни Батистта Пиранези «Канделябр из палаццо Сальвиати (канделябр Пиранези)» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

В пояснениях к гравюре Пиранези сообщил, что канделябр был обнаружен в палаццо Сальвиати во фрагментированном состоянии и отреставрирован с целью использовать в качестве своего надгробия. О назначении канделябра свидетельствуют расположенные у его подножия фигурки трех гениев, как пишет Пиранези: «безутешных, с поникшими крыльями, с опрокинутыми к земле факелами». В центральной части канделябр украшен четырьмя масками фавнов которые символизируют 4 жанра поэзии, времена года, а также этапы человеческой жизни. Так, рядом с маской зимы изображены мужские фигурки, собирающие шишки пинии, «последний плод сезона, символ окончания человеческой жизни». Как отмечают специалисты, большая часть этих декоративных элементов была сделана в мастерской Пиранези. В настоящее время канделябр хранится в Лувре, а фигуры гениев - в национальном музее Швеции, в Стокгольме.



Джованни Батистта Пиранези «Мраморная ваза со сценой вакханалии» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

На гравюре изображена знаменитая ваза Боргезе - кратер, вырезанный из мрамора в Афинах во второй половине I в д.н.э. Ваза была найдена в XVI в садах Саллюстия в Риме и приобретена семейством Боргезе. Затем кратер был куплен Наполеоном Бонапартом у Камилло Боргезе и с 1811 года хранится в Лувре. Вазу украшает фриз с изображением танцующих и играющих на музыкальных инструментах вакхантов, которые чествуют бога вина Вакха; среди них - опьяненный Силен, поддерживаемый спутниками. Пиранези посвятил этот лист в знак большого почтения «Его Превосходительству господину генералу Шувалову».



Джованни Батистта Пиранези «Сцена вакханалии, украшающая мраморную вазу» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина



Джованни Батистта Пиранези «Надгробный монумент с завершением в виде Ритона с головой вепря» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

Из пояснения к гравюре узнаем, что перед нами античное надгробие, обнаруженное на Виа Аппиа в гробнице Урбана и Фабии, вольноотпущенного семейства Августа (в настоящее в Национальном музее в Стокгольме). Венчает монумент ваза в форме рога изобилия с головой вепря. Необходимо отметить, что ритон был воспроизведен мастерами Севрской мануфактуры в виде парных ваз для Олимпийского сервиза, подаренного Наполеоном Бонапартом Александру I в 1807г (Музеи Московского Кремля, Москва). Лист посвящен маркизе Маргерите Спарапани Дженитили Боккападули (1735-1820). В конце 1760-нач.1770х гг маркиза обустраивала свои апартаменты, а Пиранези в качестве декоратора мог помогать ей дружескими советами.



Джованни Батистта Пиранези «Большая мраморная ваза из дворика церкви Сан Чечилия ин Трастевере» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

На гравюре изображена большая мраморная ваза (кратер) со спирально завитыми ручками. Как во времена Пиранези, так и сейчас. Ваза находится во внутреннем дворике церкви Сан Чечилия ин Трастевере и является чашей фонтана. Художник не раз исполнял в качестве образца эту форму ручек при создании «античных» ваз.



Джованни Батистта Пиранези «Курульное кресло и мраморная ваза» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина



Джованни Батистта Пиранези «Античный мраморный алтарь, бронзовый светильник и ваза» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

В центре композиции изображен «мраморный алтарь» из Музея Пиранези (так мастер называл свою мастерскую, где находятся и подлинные античные фрагменты и отреставрированные Пиранези произведения). Алтарь состоит из нескольких частей: основания и чаши-треножника, украшенного грифонами. Подобные бронзовые чаши нередко использовались древними римлянами в быту, например, как представленный на данной выставке «котел на трех львиных лапах из Помпей». Справа изображен бронзовый светильник в виде животного с тремя хвостами. Пиранези пишет: «В трех хвостах животного были вставлены фитили, чтобы зажигать их в нужное время, подержать сам светильник за четыре лапы, а также подвесить его с помощью цепи.» Лист посвящен Элизабет Битон Аптон, леди Темплтаун (1747-1823), английской даме, в высшей степени сведущей во всех видах искусства.






Сосуд для кипячения воды, стоящий на треножнике. Гальваноскопия, гипс.
Подлинник: бронза кон. I в до н. э. найден в Помпее, хранится в Национальным археологическом музее Неаполя ГМИИ им. А.С.Пушкина.




Джованни Батистта Пиранези «Большая мраморная надгробная ваза» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Ваза происходит из Музея Пиранези, то есть, была сделана в мастерской художника. Погребальная ваза установлена на высоком пьедестале. На тулове вазы изображена женская фигура, олицетворяющая Небесную Музыку. На это указывают глобус у ее ног и лира, которую она держит в руках. Ей воздают почести две служанки, одна коленопреклоненная, другая - в рост, она протягивает ей чашу для жертвенных возлияний. На крышке изображен лев, терзающий быка, что, по мнению Пиранези, является олицетворением хрупкой человеческой жизни, которой противопоставляется сила смерти. В настоящее время хранится в Национальном музее Стокгольма.



Джованни Батистта Пиранези «Гранитная ваза, поддерживаемая четырьмя фавнами» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина



Джованни Батистта Пиранези «Три канделябра, ваза и две погребальные урны» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина



Джованни Батистта Пиранези «Погребальная урна Луция Аврелия Теренция и его жены Цецилии Тихерены» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

Изображена погребальная античная урна, найденная в 1766г в саду целестинского монастыря Сант Эузебио, и в настоящее время хранящаяся в Касселе (Германия). Лист посвящен Иоганну Фридриху Рейфенштейну (1719-1793), художественному агенту Екатерины II в Риме в середине 1770х.Рейфенштейн осуществлял опеку над римскими пенсионерами Петербургской Академии художеств, при участии И.И. Шувалова, занимался отправкой в Россию слепков с римских антиков для Академии и пробковых моделей Антонио Кики. Выступал посредником в приглашении в Санкт-Петербург архитектора Джакомо Кваренги.






Надгробие в виде алтаря. Гипс тонированный, литье по форме. Подлинник: мрамор I в, хранится в Государственных художественных собраниях, собрание скульптуры Дрезден ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Надгробие имеет форму четырехгранного блока с нишами в каждой из сторон. В их основаниях выбиты углубления для установки внутри или светильников или вотивных приношений. Верхние углы алтаря оформлены в виде завитков капителей, декоративных рельефных головок грифонов. В центральной части каждой стороны помещены геральдические композиции.

http://arch-grafika.ru/news/1/2010-01-01-455

выставки, Италия, живопись, гравюра, искусство, музеи

Previous post Next post
Up