Храм Христа Спасителя. Часть 7

Nov 26, 2016 21:04

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html
http://eho-2013.livejournal.com/902436.html
http://eho-2013.livejournal.com/903207.html

В жизни Василия Сурикова, принимавшего участие в росписи Храма Христа Спасителя, конфликт с академистами едва не сыграл роковую роль. Его чуть не отстранили от работы со скандалом. Но молодому художнику, нуждавшемуся в деньгах, пришлось смириться со всеми условиями...

«Здравствуйте, милые и дорогие мама и Саша! Я все еще живу в Москве и работаю в храме Спасителя. Жизнь моя в Москве очень разнообразная - днем работаю или хожу иногда в картинные галереи. Видел картину Иванова «Явление Христа народу», о которой, я думаю, ты, Саша, немного слышал»…

Из письма Василия Сурикова близким, декабрь 1877 года.



Василий Суриков. Первый Вселенский собор. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя

Внучка художника Наталья Кончаловская в документальной книге «Дар бесценный» так описывала этот период в жизни Сурикова: «От Пречистенских ворот - два шага до Храма Христа Спасителя, где Суриков ежедневно работал с самого утра.
Огромный белый храм строился почти сорок лет и стоял на берегу Москвы-реки, окруженный сквером.
Сурикову, воспитанному на прекрасных образцах петербургского зодчества, не нравилась ни архитектура этого храма, ни роспись, которую выполняли все те же академики: Нефф, Вениг, Шамшин. Она казалась ему пресной, мертвой, лишенной всякого воображения. С этими «корифеями» академического искусства должны были соревноваться три молодых обездоленных кандидата на золотую медаль: Творожников, Бодаревский и он - Суриков. Ему было поручено написать высоко, на хорах, в полутемных нишах, четыре вселенских собора. Эскизы к ним он сделал еще в Петербурге.
Тему эту, конечно, можно было решить очень интересно. В начале христианства все, кто сомневался в существовании Христа как человека, равно и те, кто сомневались в его божественном происхождении, признавая только человеческое, объявлялись еретиками. Вот для борьбы с еретическими учениями и собирались четыре вселенских собора, на которых обсуждались и отвергались «ереси».
Сначала Суриков загорелся. Задумал было ввести в композицию типы еретиков - египтян, сирийцев и греков, показать разыгравшиеся страсти, но тут же ему оборвали крылья.
- Если будете так писать - нам не нужно! - объявили ему.
Начальство боялось, что суриковским типам не хватит святости.
И вот каждое утро, стоя на лесах, где-то на хорах, Суриков расписывал эти фрески, вынуждая себя смиряться и писать так, как это было угодно заказчикам, обязавшимся заплатить за эту работу художнику десять тысяч рублей».



Василий Суриков. Третий Вселенский собор. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя

К несчастью, работы Сурикова, выполненные в Храме Христа Спасителя, были уничтожены вместе с Храмом. Погибли и другие работы выдающихся художников (а Храм расписывали ни много ни мало - 38 человек). Но сохранилась часть эскизов, являющихся самостоятельными произведениями и дающих представление о величественных творениях религиозной живописи Храма Христа Спасителя.


Александр Иванов. Воскресение Христово видевше... Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя

Эскизы для Храма, к примеру, для образа «Воскресение», в 1845 году готовил Александр Иванов, мечтавший разместить там и свое полотно «Явление Христа народу». Эскиз «Воскресение» кисти Иванова ныне входит в собрание Третьяковской галереи.


Александр Иванов. Воскресение. Эскиз запрестольного образа для Храма Христа Спасителя

Осенью 1865 года композицию для главного купола Храма (изображение Господа Саваофа, младенца Христа и Духа Святого в виде голубя) наметил профессор Академии художеств А.Т. Марков. Но сам он росписью не занимался, предложив эту работу И.Н. Крамскому (который как раз принадлежал к числу художников-бунтарей, вышедших из Академии). Крамской с двумя помощниками - Н.А. Кошелевым и Б.Б. Венигом - выполнил уникальную роспись, ныне, увы, утраченную.



Свод главного купола Храма. Роспись И.Н. Крамского по эскизу А.Т. Маркова



Современная реконструкция (найдено на Яндекс.Картинках)

Кстати, Н.А. Кошелев, профессор Академии художеств, и сам сделал ряд росписей в Храме. Эскизы некоторых, например, «Господь-Вседержитель» и «Семь таинств церковных», уцелели и поражают своим ярким колористическим решением.


И как отличается от этих бравурных композиций эскиз Кошелева «Голова Христа», так же написанный для Храма, - проникновенное изображение скорбящего человека, выполненное в темных тонах; выделяется только размытый свет нимба, словно далекие лучи солнца, да несколько бликов на просветленном лице.



Много мастерства в так называемых «картонах», по которым делались росписи, показал Федор (Фиделио) Бруни, русский художник итальянского происхождения. Современники считали, что ни Нефф, ни Марков не достигали той экспрессии, как Бруни, считавший себя наследником мастеров Возрождения. Бруни, оставивший след в убранстве Исаакиевского и Казанского соборов Санкт-Петербурга, одним из первых был приглашен для работы в Храме (который строил друг его юности Константин Тон).

Однако в Комиссии по возведению Храма Христа Спасителя к эскизам Бруни, представленным в 1860 году, постоянно придирались - то они казались недостаточно «византийскими», то в них усматривали «перепевы» работ художника, сделанных для Исаакиевского собора; даже Тон по «принципиальным соображениям» пытался отстранить старого друга от украшения Храма. В середине 1860-х годов конфликт был в разгаре. Бруни чувствовал себя несчастным и одиноким - от прежних единомышленников он отдалился, а передвижники относили его к представителям вырождающегося академизма. Его новых работ никто не видел; у публики создавалось впечатление, что он махнул на творчество рукой, а он, признанный мастер, наравне со своими учениками снова и снова переписывал эскизы, стараясь угодить всем критикам…


Эскиз Федора Бруни "Тайная вечеря"

«Последние десять или пятнадцать лет он был совсем без работы, занимаясь рисованием в малом виде своих старых композиций. Так после Исаакия он почти ничего серьезного не сработал; конечно, вина не его - он был страшно трудолюбив и жаждал работы, но ему в ней отказывали».

Из письма М.П. Боткина П.М. Третьякову в связи со смертью Ф.А. Бруни

Наконец, в 1872 году его эскизы для Храма, в очередной раз измененные, были утверждены. Художнику было уже за 70 лет, сам заниматься росписями высоких стен и перекрытий он не мог, и по его эскизам работу вели Б.Б. Вениг и П.Ф. Плешанов. Летом 1875 года Бруни скончался. И, как часто бывает, после его смерти все вдруг осознали масштаб его таланта и величину потери - газеты и наполнились проникновенными некрологами и запоздавшими хвалебными статьями («Русское искусство осиротело!»). Академия художеств в знак траура была закрыта на неделю…

«От укуса и жала греха мы можем избавиться, лишь взглянув на распятого за нас Господа Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце».

Федор Бруни



Восстановленные росписи по эскизу Федора Бруни



У ушедшего мастера нашлись преемники, к примеру, Генрих Семирадский, считавшийся баловнем фортуны. Едва завершив обучение в Петербургской Академии художеств, Семирадский в 1871 году отправился совершенствовать мастерство в Мюнхен. Там он быстро и вдохновенно написал полотно «Римская оргия блестящих времен цесаризма», которое было представлено на Академической выставке 1872 года и сразу сделало художнику громкое имя. Картину приобрел наследник-цесаревич Александр (будущий император Александр III), занимавшийся формированием личной коллекции русской живописи, на основе которой он мечтал открыть музей. Впоследствии это собрание действительно легло в основу фондов Музея Александра III (после 1917 года Русского музея) в Санкт-Петербурге. Правда, открытие выдающегося живописного собрания состоялось уже после смерти Александра III; дело довел до завершения его сын, Николай II.

«Выставка в Академии художеств порядочная и между большой дрянью есть очень порядочные картины. Я купил там картину Семирадского, которая представляет римский вечер или, лучше, оргию времен Цесарей. Картина очень хороша и освещение очень хорошо, хотя сюжет немного игривого содержания».

Из письма цесаревича Александра художнику А.П. Боголюбову, апрель 1872 года

В 1875 году Семирадский, уже известный художник, пользующийся высоким покровительством (а в будущем - один из столпов академизма), получил задание написать для Храма Христа Спасителя четыре картины на тему жития Св. Александра Невского. Позже Семирадский обратился и к евангельским сюжетам.
Эскизы Генриха Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», «Александр Невский в Орде», «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим», «Крещение Господне», «Тайная вечеря» и другие, дающие представление об этих утраченных работах, можно увидеть в Русском музее.


Эскиз Генриха Семирадского "Въезд Христа в Иерусалим"



Эскиз "Тайная вечеря"

«Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, Семирадскому надо было написать громадное полотно "Тайную вечерю". Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей».

Художник Б.Б. Вениг.

Живопись Семирадского, блестящая по технике исполнения, мало отвечала задачам храмовых росписей, создающих у прихожан молитвенное настроение. Работая над образом Александра Невского, художник писал не иконы, а исторические композиции. Князь Александр у Семирадского - волевой воин и правитель, облик которого далек от святости. Современники были разочарованы… Особые нарекания вызвала картина «Св. Александр Невский принимает папских легатов». Осенью 1877 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появился такой отзыв: «Фигура князя необыкновенно толста и антипатична; руки с короткими пальцами, жирные. Своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы: «нраву моему не препятствуй»... Окружающие князя… столь же уродливы и карикатурны в отношении рисунка. Лица не имеют решительно никакого выражения; каждая фигура представляется смотрящей куда ей угодно... Ни одного типа, изображенного сколько-нибудь приличным для картины религиозного содержания и предназначенного для храма, стало быть, для поклонения верующих и молящихся. Зато, взамен, в глаза бросаются целые массы золота, серебра, бархату, драгоценных каменьев и прочей мишуры... Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон»… Святой благоверный князь и вправду демонстрирует скорее физическую силу и материальный достаток, нежели высоту православного духа.


Александр Невский принимает папских легатов. Литография по работе Генриха Семирадского

Продолжение следует...

Суриков, живопись, история России, история Москвы, Храм Христа Спасителя, иконы, православная церковь, Крамской

Previous post Next post
Up