Было - стало. Церковь Неопалимая Купина в Новой Конюшенной слободе. Второй Неопалимовский переулок

Jul 02, 2016 20:09



Угол Первого и Второго Неопалимовских переулков в 1913 году. Вид на церковь Неопалимая Купина

Первый Неопалимовский переулок тянется от Смоленского бульвара к Плющихе, а от него отходят Второй и Третий Неопалимовские и Новоконюшенный переулки. Они напоминают о старинной и глубоко чтимой в старой Москве церкви Неопалимой Купины в Новой Конюшенной слободе.
Изначально Государева Конюшенная слобода находилась недалеко от Арбата (Староконюшенный переулок). Но после очередного московского пожара деревянные строения Конюшенной слободы выгорели. Правители решили не восстанавливать слободу конюхов на старом месте - Москве в границах Земляного вала становилось тесно. Слободу в конце 1670-х годов перевели на новое место за Земляной вал. Не все обитатели слободы были рады новоселью, но пришлось подчиниться. В Новой Конюшенной слободе конюхи построили в 1680 году свою церковь. Она получила название Неопалимой Купины. По московской легенде, церковь была построена и названа горожанами "по обету", для защиты Новой Конюшенной слободы от пожаров. Икона Божьей Матери "Неопалимая купина" считалась на Руси защитницей от огня. И действительно, пожары стали обходить приход этой церкви. Сюда перенесли и "испрошенную" у царя знаменитую икону, находившуюся до того во дворце. Особым усердием в деле постройки храма отличился приближенный царя Федора Алексеевича Димитрий Колошин. Находясь под ложным обвинением, Колошин возносил молитвы перед образом Неопалимой Купины, моля Богородицу о заступничестве. Когда обвинение было снято, царедворец уверился в чудотворности образа.


Образ Богородицы Неопалимая Купина

По историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров. Когда в Москве случался очередной пожар (а это было частым бедствием в городе), храмовый образ  Неопалимой Купины  обносили с крестным ходом  вокруг домов прихожан, и  они оставались невредимыми.
Шатровая колокольня, очень изящная, была характерна для церковных построек конца 17 века, а однокупольная церковь, которую переводили в камень в первые годы 18 столетия, несла на себе отпечаток раннего барокко. К 1707 году строительство нового здания церкви в камне успели полностью завершить. Вели его на пожертвования прихожан и к счастью все построили до 1714 года, когда царь Петр ввел запрет на строительство каменных зданий в Москве (в пользу развития Санкт-Петербурга). С тех пор церковь ни разу не перестраивали, только добавили к ней приделы Св. Евангелиста Марка и Св. Дмитрия Ростовского.



Церковь Неопалимая Купина в конце 19 века

До 1771 года ежегодно проводился крестный ход из Успенского собора Кремля в Неопалимовскую церковь, в котором участвовало множество москвичей. Проводили его в память о том, что чтимый образ Неопалимой Купины изначально находился в Кремле.
Еще одной почитаемой святыней, привлекавшей к храму верующих, была древняя икона Богоматери "Нечаянная Радость".

Когда в 1812 году французы заняли Москвы, к протоиерею Новодевичьего монастыря неожиданно пришел наполеоновский солдат и отдал ему серебряную ризу, похищенную с иконы Неопалимой Купины из храма в Новоконюшенной слободе. Француз рассказал священнику, что с тех пор, как он украл эту ризу, его стала мучить страшная тоска. Протоиерей после изгнания французской армии возвратил ризу в Неопалимовскую церковь.
Этот храм неоднократно вспоминали все обитатели переулков между Смоленским бульваром и Плющихой. Начиная от знаменитой мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской-Корсаковой, внучки историка Татищева, воспоминания которой записал и издал ее внук Д.Д. Благово (Елизавета Петровна какое-то время жила в родовом особняке в приходе Неопалимой Купины и могла многое вспомнить), и до Марины Цветаевой, дед которой А.Д. Мейн жил в Первом Неопалимовском переулке (и особый уют и атмосфера этих мест заставили Марину. выйдя замуж. искать особнячок, подобный дедовскому)...

В конце ХIХ века, в 1892 году при церкви начал действовать Елизаветинский комитет, основанный великой княгиней Елизаветой Федоровной, супругой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. В задачи комитета входила благотворительная помощь, в частности, неимущим родителям выдавались денежные пособия на воспитание детей.
В 1899 году храм был обновлен. На пожертвования прихожан вызолотили иконостас, отреставрировали придел Св. Евангелиста Марка, пригласили живописцев для росписи стен. Путеводитель "По Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, упоминает эту церковь как главную архитектурную достопримечательность в районе Смоленского бульвара.



В наши дни угол Первого и Второго Неопалимовских переулков выглядит так... Не осталось ни храма, ни старинных особняков, ни деревянных домиков с садиками.

В 1929 году Моссовет поставил вопрос о сносе церкви Неопалимой Купины. Против сноса никто особенно не возражал, поскольку Наркомпрос присвоил архитектурному памятнику "третью категорию". Президиум ВЦИК принял решение о сносе Неопалимой Купины одновременно с церковью Бориса и Глеба на Арбатской площади. Весной 1930 года церкви не стало.

Неопалимовские переулки, Москва, храмы, Плющиха, Смоленский бульвар, старая Москва

Previous post Next post
Up