Не наши "Война и мир"...

May 19, 2016 17:46

Посмотрела я (фрагментарно, а не от и до) широко разрекламированный сериал ВВС "Война и мир"... Предсказуемо разочаровали.
Начиная от выбора актеров на главные роли... Конечно, бессмысленно оспаривать решение режиссера. Он так видит. И ему в целом безразлично, что в России представления о "Войне и мире" Толстого люди не просто впитывают с молоком матери, а несут в генетической памяти. И десятилетиями школьники, поколение за поколением, мусолят образы Наташи, Пьера и Андрея Болконского в школьных сочинениях, волей или неволей опираясь на текст романа Льва Толстого.



Иллюстрация Д. Шмаринова к роману "Война и мир"

Но показывать сериал, снятый ВВС, в России в расчете на большой успех - нужна определенная смелость.


Исполнители главных ролей: Джеймс Нортон - Андрей Болконский, Лили Джеймс - Наташа Ростова, Пол Дано - Пьер Безухов.

Вот к примеру, английское воплощение Наташи Ростовой... У Толстого она брюнетка, совсем брюнетка, без вариантов - Лев Николаевич писал про ее "черные кудри". Ладно, допустим, режиссер Том Харпер отошел от толстовского образа и сделал ее блондинкой... Но откровенно крашеной блондинкой с густо подведенными бровями Наташа быть не может! Она хороша своей естественностью, вне зависимости от масти...
Не случайно на постерах "английской Наташе" придали облик "роковой женщины" с брошью в виде черепа на груди... Но это не наша Наташа Ростова.



Сценарист Эндрю Дэвис славен переложением в киносценарии произведений английской классики. Среди его работ - "Гордость и предубеждение". И съемочная группа в интервью с удовольствием рассказывала, что они старались при работе над "Войной и миром" максимально сохранить точность и достоверность.
Но первое же появление Пьера в доме Ростовых повергает в шок. У крыльца роскошного особняка Ростовых... валяются в грязи свиньи... Не в сельском имении и не на скотном дворе, а у фасада графского особняка в Москве, на аристократической Поварской улице. И Пьер зачем-то кидается к свиньям чуть ли не обниматься и объяснять, что он "свой"... И даже его обмолвка, что он воспользуется "черным ходом", не проясняет ситуации - черный вход в том же здании сбоку, а свиньи разлеглись прямо под окнами.



Фото отсюда: http://deadokey.livejournal.com/20619.html

Вот фотография особняка, послужившего прообразом дома Ростовых (о чем напоминает мемориальная доска и памятник Л.Н. Толстому, хотя некоторые исследователи спорят с этим выводом, называя другой похожий особняк). Перед домом - курдонер с клумбами. Сейчас они не в лучшем порядке, у владельцев явно нет крепостных садовников, какие несомненно имелись у графов Ростовых, чтобы засаживать клумбы розами (а не пасти в курдонере под барскими окнами свиней)...
Толстой описывал появление Безухова в доме Ростовых в день именин двух Наталий - матери и дочери - так:

"Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого-то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого".
Понятно, что Толстого основательно "доработали". Да собственно, после сцены со свиньями все уже было понятно...

Неудачным получился и образ Элен...
У Толстого она безусловно красивая женщина, далеко превосходящая ослепительной внешностью девиц из своего окружения. Толстой писал о ней:
"Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты".



А какой предстает Элен в изображении Таппенс Мидлтон? Обычная женщина с простым, круглым лицом, парой бородавок и хорошей фигурой... К тому же, чтобы показать ее внутреннюю гниль, авторы ввели вульгарные эротические сцены адюльтера.



Более удачным вышел образ Анны Михайловны Друбецкой. Но текст роли! Претензии опять к сценаристу. О чем она просит князя Василия на вечере у Анны Павловны Шерер?

Первый вопрос - перевод сына в гвардию. А второй - о назначении адъютантом Кутузова:

" Постойте, два слова. Une fois passé aux gardes... - Она замялась. - Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж...
Князь Василий улыбнулся.
- Этого не обещаю. Вы знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
- Нет, обещайте, я не пущу вас, милый благодетель мой.
- Папа, - опять тем же тоном повторила красавица, - мы опоздаем.
- Ну, au revoir, прощайте, видите...
- Так завтра вы доложите государю?
- Непременно, а Кутузову не обещаю.
- Нет, обещайте, обещайте, Basile, - сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда-то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
А что мы видим в английской экранизации:

Первый вопрос - все же гвардия. А второй - денежное содержание для сына. С целованием рук князя Курагина княгиней Друбецкой! И его отказ в совершенно хамском тоне: "Подаяние просят у церкви!" Князь Василий, как подчеркивал Толстой - человек светский, пусть откровенно хитрый, подловатый, но старающийся в любых обстоятельствах вести себя комильфо. И он стал бы в гостях, на светском рауте у влиятельной хозяйки провоцировать скандал, оскорбляя аристократку из своего круга, пусть и находящуюся в стесненных обстоятельствах? Высокомерие можно проявить в более тонкой и пристойной форме...

Хорошо хоть участвовать в драке за портфель с завещанием старого графа Безухова сценарист князя Василия не заставил! Свара была представлена близко к замыслу автора.

" Я и не знаю, что в этой бумаге, - говорила княжна, обращаясь к князю Василию и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. - Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага...
Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
- Я знаю, милая, добрая княжна, - сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. - Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure... 5
Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы за портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую текучесть и мягкость.
- Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
- Что же вы молчите, mon cousin? - вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. - Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего? Интриганка! - прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку".
Николай Ростов в сериале получился просто никакой... Сразу же после просмотра очередной серии его облик даже трудно вспомнить. Кроме крашеных волос, что у Ростовых, видимо, семейное. А ведь этот образ был для Толстого очень важен - он писал его с собственного отца, придав литературному герою некоторые черты и факты биографии Николая Толстого.


Но главноe, что ушло безвозвратно - духовно-философская составляющая романа. Герои примитивны, ничто не свидетельствует об их важных размышлениях, поисках, кризисах, переломах... Ни символический для Андрея дуб в Отрадном, ни перерождение Пьера в плену и накануне возможного расстрела, ни надлом Наташи после краха ее безумного увлечения Анатолем... "Меня теперь никто не возьмет замуж. Я так скомпрометирована!" - говорит она Соне. И это все...

Как сказано в одной "потрясающей" аннотации, видимо, переведенной с английского: "Основными действующими лицами являются три персонажа. Первый из них Андрей Болконский. Он неплохой воин, настоящий боец. К жизни относится вполне оптимистично, имея при этом перспективные взгляды. Второй из трех ребят - Пьер Безухов, являющийся личностью вежливой, галантной. По душе ему приходится лишь получение удовольствия любыми путями, в основном таковыми являются алкоголь и азартные игры, позволяющие ему расслабиться и развлечься. Ну а третья особа - девушка, чье имя Ростова Наташа. В момент происхождения всех действий ее волнует одна единственная вещь и больше ничего - ее первый бал. (...) Втроем они образуют некий треугольник любви, которому в данном сериале уделяется особое внимание. Так чем же закончится эта увлекательная и полная неожиданных поворотов история трех ребят - двух парней и одной очаровательной дамы?"

И уже никакие рассказы о том, во сколько миллионов обошлась каждая серия, и что фильм снимали в Петербурге и Прибалтике, а сцену бала - в специально арендованном Екатерининском дворце, и исторические костюмы позаимствовали на Ленфильме, и как артисты полюбили Россию, дела не спасают... Сериал о жизни трех недалеких ребят.

экранизации, сериалы, телевидение, литература, кино, Англия, Лев Толстой

Previous post Next post
Up