Оригинал взят у
mayak_parnasa в
Выставка «А еще в очках…» - отчёт.В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка под названием
«А еще в очках…». Здесь вы сможете увидеть предмет, который улучшает зрение, а некоторым служит модным аксессуаром. Очки служат для всего этого, но они практически никогда не являются центром внимания. Здесь же выставка акцентирует внимание именно на этом предмете.
Набор окулиста. Германия. Начало XX века. Собрание Т. и С. Макеевых.
Очки - самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения при оптических несовершенствах глаза, либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.
Многие из тех, кому довелось носить очки с детства, помнят, как обидно дразнили их сверстники "очкариками". Тогда никто не задумывался, сколько много известных людей, поэтов, писателей, историков и философов тоже носили очки. А также о том, что этот аксессуар был когда-то дорогим и весьма статусным. Им в пору было гордиться.
Так давайте окинем своим невооруженным взглядом экспонаты экспозиции, поближе рассмотрим прекрасные портреты, с которых на нас будут смотреть знаменитые или же не известные люди, вооруженные очками разных форм и размеров. И, возможно, для некоторых из вас это будет небольшим открытием. Ведь многие портреты нам знакомы с детства, но наличие очков не всегда запоминается. А некоторые образы героев могут открыться для вас с новой стороны.
Э.А. Дмитриев-Мамонов. Фрагмент. Портрет В.А. Елагина. 1875. Холст, масло. ГМП.
Елагин Василий Алексеевич (1818-1879), историк, мыслитель, публицист. К середине 50-х годов Елагин сдружился с И. С. Аксаковым и стал участником его периодических изданий, наиболее деятельным - в еженедельнике «День». Занятие публицистикой (что сильно проявилось и в его переписке этих лет) оживило его контакты со старинными друзьями дома Елагиных - И. А. Кошелевым и Ю. Ф. Самариным.На следующем портрете мы хотим обратить ваше внимание на один фрагмент. Пройти мимо этого шедевра мы не смогли. Но весь портрет мы вам не покажем, для этого есть выставка, приходите и ищите показанные нами детали или заинтересовавшие лично вас.
Неизвестный художник с оригинала начала XIX века. Фрагмент. Портрет грузинского князя. Середина XIX века. Холст, масло. ГМП.
Неизвсетный художник с оригинала В.А. Ридера 1825 г. Портрет Франца Шуберта. Первая половина XX века. Холст, масло. ГМП.
Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 1797 -1828) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. Именно его музыка сопровождает Мастера за гранью в закатном романе.
Click to view
- И там тоже, - Воланд указал в тыл, - что делать вам в подвальчике? - тут потухло сломанное солнце в стекле. - Зачем? - продолжал Воланд убедительно и мягко, - о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?
Помните эти строки? Вот и ещё один повод их перечитать.
В.А. Тропинин. Портрет М.Н. Загоскина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Холст, масло. ГЛМ.
Михаил Николаевич Загоскин (1789 -1852) - русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты. 9 августа 1812 года Загоскин записался в Петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. 6 октября 1812 года ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка. Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Несколько лет Загоскин собирает материалы для исторического романа из эпохи Смутного времени и в 1828-1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года выходит в свет исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики и вскоре стал самым популярным российским романом. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков. В 1842 году вышел трёхчастный роман Загоскина «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским». В 1842 году Михаил Николаевич получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.
Анна Андреевна. Так, верно, и "Юрий Милославский" ваше сочинение?
Хлестаков. Да, это мое сочинение.
Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой "Юрий Милославский", так тот уж мой.
«Ревизор» Гоголь.
А вот и сам автор бессмертного «Ревизора», да еще набросанный рукой Александра Сергеевича Пушкина.
Рисунок А.С. Пушкина: Н.В. Гоголь в очках, конец 1833. Муляж на бумаге XIX века.
Бумага голубая верже с филигранями, компьютерная печать. ГМП.
И еще один рисунок великого поэта.
Рисунок А.С. Пушкина: А.С. Грибоедов. Из альбома Ел.Н. Ушаковой, 1831. Муляж на бумаге XIX века.
Бумага верже с филигранями, фотоэмульсия, фотопечать. ГМП.
А вот так создатель «Горе от ума» выглядит на гравюре.
П.Ф. Борель. А.С. Грибоедов. Портретная галерея русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей.
Издание А.Э. Мюнстера, СПб, 1860. Литография. ГМП.
Целый ряд известнейших людей, глазами их современников предстаёт перед вами. Иногда они похожи, иногда, кажется, что совсем нет. Но каждое изобржение по своему великолепно и интересно.
Неизвестный художник. Портрет Е.Ф. Канкрина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Литография. ГМП.
Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрин (1774 -1845) - граф, русский государственный деятель немецкого происхождения, генерал от инфантерии, министр финансов России в 1823-1844 годах. В 1839-1843 годах Канкриным была проведена денежная реформа, установившая систему серебряного монометаллизма. К заслугам Канкрина принадлежит также обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро, а также эмиссия платиновой монеты.
Ну и, пожалуй, самый запоминающийся портрет в этой экспозиции, покрайней мере для нас. Сколь эффектно выглядит изображённый на портрете человек. Уверенное и гордое лицо, спокойный взгляд, прекрасные мелкие детали, как например крошечная булавка для шейного платка, в виде изящного цветка. А какие очки! Сам бы такие носил!
Неизвестный художник с портрета О.А. Кипренского. Портрет Н.И. Гнедича.
Вторая половина XIX века. Холст, масло. ГЛМ.
Николай Иванович Гнедич (1784-1833) - русский поэт, наиболее известный как переводчик на русский язык «Илиады». Он создал первый полный стихотворный перевод на русский язык произведения великого Гомера. Впоследствии В. Г. Белинский писал, что «постигнуть дух, божественную простоту и пластическую красоту древних греков было суждено на Руси пока только одному Гнедичу» и ставил его гекзаметры выше гекзаметров В. А. Жуковского.
Неизвестный художник с портрета О.А. Кипренского. Фрагмент. Портрет Н.И. Гнедича.
Вторая половина XIX века. Холст, масло. ГЛМ.
Карикатуры и шаржи также освещают жизнь очков в мире людей, и занимают должное место в залах музея. Взгляните на этого молодого человека, мечтающего выдохнуть после бурно проведённого нового года, вместо отдыха, осаждаемого кредиторами. Тут можно увидеть и порицание глупости и мотовства молодости, и злобы и бессердечности кредиторов.
И. Пошон. Визиты в день, нового года. 1814. Офорт, акварель. ГМП.
Вы посмотрите, как они ужасны. Аки крысы набросились на молодого человека. Кажется, что даже из зеркала сейчас полезут. Ничего не меняется с тех самых пор, ну может очки у них сейчас поприличней.
И. Пошон. Фрагмент. Визиты в день, нового года. 1814. Офорт, акварель. ГМП.
А вот ещё один великолепный образец.
Михаил Черемных. Эскиз плаката «Говори коротка и уходи». 1920-1930-е. Бумага, гуашь.
Государственный музей В.В. Маяковского.
Если фраза конечно правильная - надо уметь формулировать свои мысли коротко, то какое же комчавнство смотрит на нас с плаката. Похоже, что и бюрократия тоже не меняется.
А вот и создатель новой бюрократии. "Хотели как лучше, а получилось как всегда" (с).
Борис Голополосов. Портрет старого большевика. 1925. Холст, масло. Собрание семьи художника.
И, конечно же, мы не можем не обратить ваше внимание на прекрасные шаржи.
Иосиф Игин. К. Паустовский. Шарж. По картине Перова «Рыболов». Альбом «Музей друзей». 1962.
Бумага, тушь, белила, аппликация. ГЛМ.
Эпиграмма М.А. Светлова: «Он с удочкой стоит неутомимо, Он знает, в чём задача рыболова - Чтоб не ленивой тушею налима, А рыбкой золотой сверкнуло слово. МСветлов». На берегу озера с предметами письменного прибора, стоит Пуастовский на полусогнутых ногах.
Иосиф Игин. С. Маршак. Шарж. По картине В. Васнецова «Витязь на распутье».
Бумага, тушь, белила, аппликация. ГЛМ.
Эпиграмма М. Светлова: «Труднейших множество дорог, Где заблудиться может муза, Но все распутья превозмог Маршак Советского Союза. МСветл». Изображение С. Маршака с копьем в виде ручки с пером, сидящего на лошади перед огромным томом «Сказки песни сатира пьесы переводы».
Мемориальные вещи также присутсвуют на выставке. И это, как вы правильно догадались очки. Ну например простые очки создателя такого любимого нами истинного арийца Отто фон Штирлица.
Очки бифокальные прямоугольной формы. СССР. 1970 - 1980-е. Из мемориальных вещей Ю.С. Семенова (Ляндрес).
Металл, стекло, дерматин, байка, пластик. ГЛМ.
Есть здесь и простые, но такие необычные свидетели уходящего времени. Театральные бинокли, лорнеты, трубки-одноглядки. Нас очень заинтересовал лорнет с затемнёнными стёклами, эдакий прародитель современных тёмных очков. И показанный нами ниже бинокль для скачек. Невероятно хорош!
Складной бинокль для скачек. Франция. Начало XIX века. Латунь, стекло. Коллекция фонда Александра Васильева.
Остальные герои выставки ждут вас в залах Государственного музея А.С. Пушкина, приходите знакомиться ближе с миром очкариков, который, как оказалось, весьма интересен.
Выставка продлится до 01 мая 2016 года.
Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам - с 12.00 до 21.00 (касса - до 20.30).
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 50 руб. Подробнее
тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.