Недавно появилась журнальная публикация отрывков из незавершенной и неопубликованной книги киноведа Глеба Скороходова о Любови Орловой и Григории Александрове. Особая ценность публикации в том, что Скороходов писал не понаслышке, а знал многих персонажей своего повествования лично. Для меня, к примеру, новыми красками заиграла ссора Орловой и Александрова с Леонидом Утесовым.
Любовь Орлова и Григорий Александров
Считалось, что Утесов не простил Орловой и Александрову, что они отодвинули его "от успеха" комедии "Веселые ребята", вывели Орлову на первое место, украли "славу"... Утесов и сам поддерживал эту версию.
"Люди, которые вместе добились успеха, - писал Скороходов, - много лет были соседями по даче во Внуково, как оказалось, не разговаривали, даже не здоровались... Как такое могло случиться? Вот слова Леонида Утесова: "Александров за "Веселых ребят" получил орден "Красной Звезды", Любовь Орлова - звание заслуженной артистки, а я... - фотоаппарат "Лейка". Вы считаете это справедливым?"
Конечно, такие обиды были... Но не настолько сильные, чтобы полностью разорвать отношения. Все же Утесов понимал, что награды раздает не Александров, а другие люди... У Утесова сохранилось письмо режиссера, написанное в то время, когда фильм уже вышел и имел большой успех. Письмо вполне дружеское:
"...Директор "Ударника" заявил, что мировой успех, в буквальном смысле этого слова, обеспечен... В целом ты получился ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. Красивый, обаятельный и талантливый. Твои опасения о твоем зажиме совершенно напрасны. Ты занимаешь ведущее и непоколебимое место в картине от начала и до конца".
Реальной причиной разрыва стало другое. В 1933 году в Гаграх, где шли съемки фильма "Веселые ребята", были арестованы сценаристы фильма - Николай Эрдман и Владимир Масс. Их имена из титров были сняты.
Времена были еще относительно "мягкие", Эрдман получил "всего" три года ссылки в Енисейск, откуда его, благодаря хлопотам знаменитой актрисы Ангелины Степановой перевели в Томск. В 1937 году Эрдман вернулся и, хотя ему было запрещено жить в Москве, Утесов приютил его у себя на даче. Эрдман с энтузиазмом занялся работой над сценарием нового фильма "Волга-Волга" и каждый вечер ходил на дачу к Орловой читать то, что сочинилось за день... Главная роль писалась для нее.
Николай Эрдман
Скороходов рассказал: "И вот однажды, когда Эрдман в очередной раз пришел с уже готовым сценарием, Орлова встретила его неожиданно сдержанно. А Гриша вызвал в другую комнату: "Коля, ты написал прекрасную вещь. Но ты был арестован... Как я положу на стол худсовету сценарий, написанный человеком, вернувшимся из мест не столь отдаленных? Да его просто не пропустят! Ты ведь даже не имеешь права жить в столице... Выход один - снять твою фамилию и фамилию твоего соавтора, а уж деньги за работу получите сполна..." - "Чья же будет фамилия?" - "Моя. Потому что Иосиф Виссарионович смотрит мои фильмы до выхода на экран. Меня он знает. А если увидит в титрах твою фамилию, вспомнит басни, за которые вас посадили, и..." - "Я все понял. Делай как знаешь". Это была последняя встреча Эрдмана с Орловой и Александровым. А на экраны "Волга-Волга" вышла с титрами "Сценарий и постановка Григория Александрова"... Это рассказал мне Утесов. И вот после этого он совсем перестал разговаривать со своими соседями по даче".
Публикаиция отрывков из рукописи Глеба Скороходова: "Семь дней", 2016, № 6, с. 52-57.