Знаменитые московские парфюмеры. Товарищество "Брокар и Ко". Окончание

Jul 07, 2013 13:47

Окончание. Начало см. запись от 6.07

У Брокара развивалось не только московское парфюмерное предприятие, постепенно у фирмы появились филиалы в Париже, Вене, Дрездене и в других городах. Он сам часто выезжал во Францию - полечиться на курортах и присмотреть за делами, но быстро начинал тосковать по Москве и рвался домой. Кроме парфюмерной фабрики у него было еще одно увлечение - коллекционирование предметов искусства.



Реклама продукции парижского филиала фирмы Брокара





Началось все с того, что в конце 1860-х годов на Сухаревской барахолке он за копейки купил какую-то старую доску с закопченным рисунком. После реставрации выяснилось, что это подлинник Альбрехта Дюрера. В 1870-х годах, когда денег стало больше, Брокар уже сознательно и целенаправленно начинает формировать фонды своей будущей галереи. Из живописи его интересуют прежде всего фламандские мастера - Рубенс, Ван Дейк и другие, старинные фрески, из антиквариата - бронза, фарфор и хрусталь, предметы быта времен Екатерины II, уникальное оружие... Не обходил он вниманием и редкие книги, и древнерусское золотое шитье, и уникальное оружие, и произведения ювелирного искусства.
В 1891 году, когда ценных предметов в его коллекции насчитывается уже несколько тысяч, Брокар арендует галерею в Верхних Торговых рядах и устраивает в ней постоянную экспозицию антиквариата и художественных предметов, доступную для осмотра всем желающим. Знатоки утверждали, что его собрание по значимости следует сразу за коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи и Румянцевского музея. Он мечтал оставить москвичам в память о себе не только коллекцию ароматов, но и ценную художественную коллекцию.



Супруги Брокар в конце 19 века

Газета «Новости дня» поместила 22 марта 1891 года отчет об открытии антикварно-художественной галереи Брокара, среди экспонатов которой были: "...портреты правителей и королей всех эпох... шедевры живописи всех школ, направлений и эпох... старинный фарфор - севрский, саксонский и русский; скульптурные группы из Севра; мебель в стиле Буль, пуф-жардиньер эпохи Екатерины II; оригинальные картины из раковин... серьги всех времен... бронзовые статуи разных времен, между которыми две статуэтки из цельных кусков слоновой кости... изделия из слоновой кости... миниатюры, мозаики, дамские безделушки редких форм, инкрустированные вещицы... 1000 акварелей различных школ и эпох, ткани и шитье разных времен, серебряно-вызолоченная сбруя... коллекция старинного оружия... гостиная Людовика XVI, комнатный гарнитур из белого мрамора, панно и фрески... столовый дамский гарнитур... целая коллекция канделябров, ваз, часов разных времен, гобелены... табакерки, французские вееры... серебряные сервизы... хрусталь, стекло, гербы разных дворянских родов... "
В галерее было выставлено 5000 предметов, но Брокар продолжал любовно пополнять свою коллекцию и, будучи миллионером, не считался с расходами, конкурируя с самыми известными московскими коллекционерами.



Один из залов художественной галереи Брокара

«Сюда, - рассказывал своим покупателям один московский антиквар, - и несут, и везут... Когда он в Москве, то многих вещей и не увидишь ни на Сухаревой, ни у антиквариев Панкратьевского переулка: чуть что приобретут, сейчас же тащат к Брокару, и он все покупает. И где у него столько денег находится! Зато как Брокара нет, то и вещей на рынках больше, и цены не те: продавцы прямо говорят: покупайте, пока Брокара нет в Москве, а приедет, вы их и не найдете, да и цену-то он даст другую - много дороже».



Подарочный флакон для духов Брокара, в серебряной окантовке (предположительно, работа фирмы Фаберже)

Художественный вкус Брокара проявлялся во всем. Для своей продукции Товарищество иногда заказывало уникальные флаконы - небольшими партиями или даже штучно. Из-за этого был большой разброс цен. Духи Брокара можно было купить и за 15 копеек (небольшой "пробный" флакончик), и за 15 и даже 25 рублей (в дорогом, уникальном флаконе). Такие флаконы с отделкой из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней заказывались для капризной, состоятельной публики, желавшей эксклюзива. Стандартные флаконы, которые выпускали на подмосковных стеклянных заводах, стоили от 1 до 3 копеек за штуку, что на цену духов почти не влияло. Однако качество продукции, разлитой в стандартные флаконы, ничем не отличалось от той, что поставлялась в дорогих.
Приказчикам было велено обращать на дорогие флаконы внимание покупателей-мужчин, выбирающих подарок дамам. Господа обычно хотели, чтобы подарок выглядел подороже. А дамы больше интересовались самим амбре и были не прочь подэкономить на красоте флакона.



Парфюмерные флаконы Товарищества "Брокар и Ко". На этикетке "Цветочного" одеколона уже красуются 12 медалей, награды различных выставок

Шарлотта как-то спросила мужа, не хотел бы он вернуться в Париж. Брокар ответил: "Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России". Так и случилось - в конце 1900 года Генрих Брокар скончался в Каннах, успев получить за свои духи "Персидская сирень" Гран-При на знаменитой Всемирной выставке в Париже. Это была его последняя награда. Но Брокар об этом не догадывался и был очень рад, что его детище произвело сенсацию в столице парфюмеров.
Похоронили его на родине, под Парижем. Фирму с капиталом в 2,5 млн рублей унаследовала вдова, а делами стали заправлять сыновья и зять-парфюмер (его пригласили из Франции для работы на московской фабрике, но женившись на дочери хозяина, он стал членом семьи).



Почтовая карточка фирмы "Брокар и Ко" с рекламой средства от перхоти

Дела шли хорошо, но задача сделать фирму Брокара официальным поставщиком императорского Двора, которую ставил основатель фирмы, так и не была решена.
В 1913 году в России должны были торжественно отмечать 300-летие Дома Романовых. Большинство предпринимателей старались выпустить к этой дате какие-то юбилейные товары. Руководство Товарищество "Брокар и Ко" решило воспользоваться шансом, вспомнив ароматный букет, преподнесенный некогда великой княгине Марии Александровне. Генрих Брокар на основе того аромата создал в свое время парфюм "Букет императрикс". Парфюмеру Августу Мишелю, работавшему еще с основателем фирмы, поручили воссоздать и осовременить "Букет императрикс" к началу торжеств. Но он создал фактически новый аромат.



Отдел духов на парфюмерной фабрике "Брокар и Ко"

Парфюмированный букет на этот раз вручили матери Николая II, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она пришла в восторг от нового аромата и дала разрешение назвать новые духи "Любимый букет императрицы". Наконец фирма Брокара получила желанное право указывать на своих товарах: "Поставщики Двора Его Императорского Величества"... и украшать их царским гербом.



Духи "Любимый букет императрицы" надолго вошли в моду и в России, и за рубежом. Фирме Брокар на этот раз удалось обойти своих вечных конкурентов - фирму Ралле. Даже императрица Александра Федоровна, которая предпочитала духи "Коти", получив в подарок образцы парфюмерной продукции "Брокар", в письме к дочери тепло отозвалась о малоизвестном тогда Августе Мишеле и  упомянула, что можно бы и поменять привычный аромат.



"Любимый букет императрицы"

Увы, торжество парфюмеров Брокар было недолгим - началась война, потом революция, национализация, Гражданская война и разруха, когда всем было не до духов... Царская символика безжалостно уничтожалась.



Хрустальный парфюмерный флакон с позолотой

Фабрика Брокара превратилась в Замоскворецкий Государственный мыловаренный завод №5. В 1922 году по постановлению Совнаркома здание бывшей парфюмерной фабрики Брокара было отдано фабрике Госзнак. Рабочие-парфюмеры обратились со слезной жалобой к товарище Калинину и получили совет - восстановить разрушенные помещения бывшей обойной фабрики Сладкова и устроиться со своей мыловарней там.
Рабочие своими силами отстроили производственные корпуса. На их счастье на пост директора выдвинулся товарищ Мишель, тот самый парфюмер, который реконструировал "Букет императрицы". Он добился разрешения производить парфюмерную продукцию, придумал для фабрики более подходящее название "Новая заря" и восстановил "Любимый букет императрицы" под новым социалистическим названием "Красная Москва".



У неизбалованных советских тружениц духи пользовались огромным успехом. Их выпускали в советские времена, выпускают и сейчас. Правда, знатоки говорили, что возрожденные духи хуже, чем дореволюционный "Любимый букет императрицы", "Красная Москва" конца 1930-х хуже той, что выпускалась в 1920-х, а в 1950-х ее делали хуже, чем в 1930-х... Что уж говорить о 1970 и 1980-х годах... Действительно, отдельные компоненты, которые нужно было закупать за рубежом на валюту, из экономии меняли на какие-то аналоги ("экономика должна быть экономной!"), к тому же, из-за вечных перебоев с поставками от смежников, парфюмерам приходилось как-то выкручиваться, выполняя план с теми веществами, что есть под рукой.
Но все же эти духи пользовались успехом и оказались парфюмерным долгожителем.



Художественная галерея, созданная Брокаром и преобразованная его вдовой в музей, просуществовала еще какое-то время под названием Музей пролетарского (?) западного искусства. Потом его закрыли, а экспонаты частично разбросали по фондам разных музеев, частично распродали за границу.

Бывшая фабрика Брокара, как и бывшая фабрика Ралле и другие парфюмерные производства попали в ведение государственного Треста Жиркость. Его название сократили до более элегантного ТеЖе, ставшего главным монополистом по выпуску парфюмерии и косметики в СССР. О работе этого парфюмерного гиганта нужно говорить особо.


предприятия, история России, парфюмерия, история Москвы

Previous post Next post
Up