Недавно я упомянула дом Перцова, рассказывая, что именно в нем Тарасовым и Балиевым было открыто знаменитое московское кабаре "Летучая мышь". А вчера на френдленте обнаружила репортаж моей ЖЖ-френдессы об этом здании. Перетащила текст к себе для тех, кто еще не видел.
Интересно, тем более, что в тексте есть ссылка еще на один дружеский журнал (автора sir_roof), который я со своей стороны тоже советую посетить. И даже портрет Фурманова, работы Малютина, мельком упомянутый в этом очерке, есть на моей страничке в материале о Нащокинском переулке. Большая часть материала о Нащокинском написана как раз sir_roof, а дополнения, включая размещенный портрет, сделаны мной. Идеи, как всегда, носятся в воздухе!
Оригинал взят у
moscow_i_ya в
Сергей Малютин и дом Перцова. Я нередко бываю здесь, причем по вполне прозаической причине: в соседнем доме находится лучшее известное мне отделение Сбербанка, и свои банковский дела я стараюсь решать именно в нем. И каждый раз не могу пройти мимо: обхожу, смотрю, радуюсь, удивляюсь. Мне кажется, дом Перцова не менее загадочен и самобытен, чем к примеру, Дом с химерами в Киеве. Но и он сам, и его основной творец Сергей Малютин известны меньше, чем того заслуживают. Хотя главное "произведение" Малютина знает буквально каждый россиянин (но об этом дальше). «Мы действительно ленивы и до упрека нелюбопытны, - написал Игорь Грабарь после посещения выставки, посвященной 75-летию художника. - Появилось в 80-х годах минувшего столетия такое бесспорное, исключительное, такое огромное, сверкающее живописное дарование, как Сергей Малютин, а сонная царская Россия (и не только царская) его не заметила. Критика, а с нею коллекционеры, а за ними музеи его проморгали».
Я уже один раз немного рассказывала про этот дом. Много добавлять не буду, потому что не смогу рассказать больше и лучше, чем это сделал
sir_roof (
Сказочник). Очень советую пройти по ссылке - там не только потрясающий текст, но и масса интересных фото (с трудом удержалась, чтобы не скопировать). А я лишь повторю то, что писала раньше, да пунктиром намечу основные сюжетные линии жизни наших героев. А потом покажу несколько фотопопыток... понять? соприкоснуться? восхититься?...
Итак, дом, о котором пойдет речь, расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, его ближайший сосед - Храм Христа Спасителя.
Владелец дома и вдохновитель его создания - инженер-железнодорожник Петр Николаевич Перцов. Он оставил воспоминания, в которых подробно изложил историю дома.
В ноябре 1902 г. я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной р. Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле.
Памятуя обещание, данное мною И.Е. Цветкову, - построить дом в русском стиле и считаясь с тем, что место постройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Спасителя и с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к заданию, я решил объявить закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности», при этом для нормировки проектирования я выработал с городским архитектором Н.К. Жуковым, применительно к участку земли, план дома и предложил конкурентам придерживаться его. Первая премия была присуждена А.М. Васнецову и вторая - С.В. Малютину. Проект А.М. Васнецова, будучи шаблонным, меня не удовлетворил, и я решил остановиться на С.В. Малютине, поручив ему переработать конкурсный проект.
Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным - в сказочно-былинном стиле. Я пленился им и договорился с С.В., что он переработает проект, приспособив его к заданному плану. Острый угол к переулку представлял из себя немалое затруднение для его разработки, но С.В. талантливо разрешил вопрос, допустив некоторое уклонение от нормальной архитектурной проектировки, и угол этот получился особенно интересным. Чтобы лучше сообразить общую компоновку отдельных частей здания, С.В. вылепил модель дома из глины. Меня С.В. совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус, вводя лишь небольшие коррективы чисто технического или хозяйственного значения.
Я лично руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца. Таким образом, в одиннадцатимесячный срок были закончены решительно все работы, и с апреля месяца квартиры были объявлены к сдаче. В мае (1907г.) въехали в дом первые жильцы.
Сергей Малютин, главный создатель дома, известен прежде всего как создатель... русской матрешки. Да-да, в отличие от балалайки и самовара, этому символу России, немногим больше ста лет. Он работал в Абрамцевском кружке Саввы Мамонтова, руководил художественными мастерскими в Талашкине, иллюстрировал книги. В общем, человеком был очень разносторонним.
Однажды он увидал в доме у Мамонтова набор японских кукол «кокеси» - выточенные из дерева и вручную раскрашенные фигурки. Он подумал, что токари талашкинской артели могли бы сделать ничуть не хуже - и даже лучше, если фигурки выточить пустотелыми, чтобы они не просто выстраивались с убыванием по размеру, но и вкладывались одна в другую! Скорее всего, идея пришла из сказки про Кащееву смерть, которая «на кончике иглы, а игла в яйце, а яйцо в утке…»
А то, что он сделал в доме Перцова, знающие люди характеризуют так: "соединил стилистику «северного» модерна с элементами древнерусского зодчества, чья фантазия украсила здание образами сказочных персонажей, среди которых солнечный бог Ярила и волшебная птица Сирин, павлины и драконы, львы и зайцы"
Сергей Малютин, как и Петр Перцов, поселился в этом удивительном доме, но он не принес ему счастья. В 1908 году большое наводнение затопило подвал, где хранились картины художника. Его самого дома не было, а жена, пытаясь спасти картины, простудилась и вскоре умерла... Малютин остался с четырьмя детьми, и из дома выехал.
Дом знал немало удивительных жильцов и посетителей. Здесь были мастерские Фалька и других известных художников, здесь родился театр-кабаре "Летучая мышь". А в 1923 году, когда семья домовладельцев была выселена из четырехэтажных апартаментов (ах, какие там были интерьеры... все в резьбе), и их место занят Троцкий. Интерьеры были уничтожены... Говорят, когда Малютин узнал об этом, он заплакал впервые в жизни…
Сергею Малютину суждена была судьба преуспевающего советского художника, некоторые возможно видели его портрет Фурманова. Он умер в 1937 году, на 78 году жизни. В этом же году скончался 80-летний Петр Николаевич Перцов.
А дом стоит, поражая внимательного прохожего неожиданными находками. Давайте и мы пройдемся...