Выставка в Царицыно: репортаж с френленты

Jul 03, 2013 14:17

Френдлента сегодня как всегда принесла кое-что интересное: репортаж о выставке "Большой бал", проходящей в Царицыно. Поскольку РГБ (бывш. Ленинка), в которой я с удовольствием проработала много лет и поныне ее тепло вспоминаю и дружу с сотрудниками, принимает участие в этой выставке, экспонируя кое-что из своих фондов, я не могу остаться в стороне. Делаю перепост репортажа моей виртуальной, но горячо любимой френдессы.

Оригинал взят у il_ducess в Выставка в Царицыно
28 июня 2013 г. в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» открылся масштабный выставочный проект «Большой бал».
Бал представлен широкой публике как особое явление в истории русского общества XVIII-XX вв. со сложившейся вокруг него культурой - строго регламентированным церемониалом, музыкой и танцами, особой манерой поведения и неповторимой бальной модой.
Выставка знакомит посетителей с наиболее яркими образами балов минувших столетий и самыми интересными эпизодами из ее 300-летней истории в России, включая образ бала на театральной сцене и в кинематографе ХХ в. Особую атмосферу бала воссоздают старинные артефакты, костюмы и аксессуары; превосходная живопись, яркие афиши, картинки из модных журналов и литературные тексты, их комментирующие.
Редкое собрание бальных сюжетов помогает увидеть «повседневность» русского бала и узнать, как проходили сборы, какие надевали наряды, что ели и пили на балах, какие танцы исполняли и, наконец, как воплотился поэтический миф «русского бала» в искусстве - на подмостках сцены Большого театра.
Один из самых интересных и неожиданных по содержанию разделов экспозиции - «Бал на подмостках сцены. Большой театр. ХХ век». В него вошли живописные и графические эскизы костюмов и декораций, театральные костюмы (Е.Максимовой, О.Преображенской и Е.Гельцер, в том числе платье, созданное Пьером Карденом для М.Плисецкой). РГБ является одним из экспонентов и показывает книги, артефакты и иллюстрации. Фото: Maria Kolosova

Благодаря страничке РГБ в ФБ и Maria Kolosova мы можем уже сейчас рассмотреть некоторые экспонаты:





Программа и почетный билет Бала художников в залах Дворянского собрания 12 февраля 1898 года.
(Российская государственная библиотека)



Маскарад. Литография из журнала «Le Journal des Dames et des Demoiselles», 1866.
(Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина)



Воротник в стиле «милитер». Западная Европа, 1890-е.(Коллекция Елены Зуфаровой)
Перчатки бальные. Россия, начало XX века.(Музей-усадьба «Останкино»)



Слева: шипцы для завивки волос. Франция, кон. XIX - на­ча. XX в. (ГМЗ «Царицыно»)
Справа: футляр и распялка для перчаток. Россия, 1880-е.(Музей-усадьба «Останкино»)



Дневник Татьяны Федоровны Мейендорф (1909-1911).
(Российская государственная библиотека)

«Вчера мы были с Сандрой на костюмированном балу у Вольфов в Лицее. Мы приехали первыми. Там две девочки Вольф. Старшая, очень миленькая, одета в тирольский костюм. первую кадриль я танцевала с каким-то лицеистом. После этой кадрили приехали Абазы: Вета, Нелли, Алеша и толстый Шидловский. У Нелли был матросский костюм. Сразу стало веселее после их приезда. Вторую кадриль танцевала с Шидловским, Сандра с Алешей, а Люлик с Ветой. Была вся своя компания. У Абазов первую кадриль буду танцевать с Шидловским, вторую с Алешей».
(Из дневника Татьяны Ф. Мейендорф, 1909-1911. Запись от 1 марта 1910 года)



Пригласительный билет на бал Императорского Александровского лицея 13 января 1912 года на имя Петра Петровича Вейнера. Санкт-Петербург, 1912.
(Государственный музей истории Санкт-Петербурга)

«Вчера мы были с Сандрой на костюмированном балу у Вольфов в Лицее. Мы приехали первыми. Там две девочки Вольф. Старшая, очень миленькая, одета в тирольский костюм. первую кадриль я танцевала с каким-то лицеистом. После этой кадрили приехали Абазы: Вета, Нелли, Алеша и толстый Шидловский. У Нелли был матросский костюм. Сразу стало веселее после их приезда. Вторую кадриль танцевала с Шидловским, Сандра с Алешей, а Люлик с Ветой. Была вся своя компания. У Абазов первую кадриль буду танцевать с Шидловским, вторую с Алешей».
(Из дневника Татьяны Ф. Мейендорф, 1909-1911. Запись от 1 марта 1910 года. Российская государственная библиотека)



Туфли дамские, США, 1900-1910-е годы.
(Из собрания Н. Мустафаева)



Слева: дамские туфли цвета экрю, США, 1880-е годы.
Справа: голубые туфли, Франция, 1870-1890-е годы.
(Из собрания Н. Мустафаева)



Лорнет в футляре. Санкт-Петербург, фирма К. Г. Фаберже, мастер Г. Э. Вигстрем, 1908-1917.



Г. Целлариус. Руководство к изучению новейших бальных танцев. Санкт-Петербург, 1848.
(Российская государственная библиотека)



Carnet de bal.

Отправляясь на бал, дама брала с собой специальную бальную книжечку для записи имен кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Такие книжечки назывались по-французски carnet de bal, то есть «бальный блокнот». В России бальные книжечки назывались также «агендом».

Правила хорошего тона требовали непременной записи танцев в карнэ, так как «ни одна дама не может отказаться танцевать с пригласившим ее мужчиной, если она только не обещала тот танец другому». Считалось также неприличным показывать свою книжечку, заполненную именами кавалеров, дамам или девицам, которые получили мало приглашений. Оправа пластинок carnet de bal выполнялась из драгоценных металлов и богато украшалась орнаментом, вензелем или гербом владелицы. К концу XIX века карнэ стали гораздо проще. Часто недорогие бумажные блокнотики выдавали все желающим в начале бала.
(Ирина Ефремова)



Пригласительный билет графа С. Д. Шереметева на бал в Российском благородном собрании в Москве 27 января 1900 года.
(Российская государственная библиотека)

27 января состоялся традиционный бал московского дворянства, который по своему блеску, чрезвычайному оживлению и роскоши является всегда лучшим балом сезона в столице. Колонная зала собрания с большим вкусом была убрана превосходными пальмами, которые были расположены симметрично; портрет Государя императора в этой зале был украшен цветами и тропическими растениями; в галерее, примыкающей к монументальной гостиной, была устроена из цветов и растений почетная ложа, из которой открывался прекрасный вид на все происходившее в зале. За декорацией из зелени был скрыт оркестр г-на Рябова. Вестибюль и парадная лестница были убраны дорогими коврами и растениями.
(«Московские ведомости» от 28 января 1900 года)



Приглашение на бал в Концертном зале Зимнего дворца 27 января 1900 года.
(Российская государственная библиотека)
27 января у Их Императорских Величеств в Зимнем дворце состоялся в Концертном зале второй бал. Концертный зал был убран тропическими растениями, и с одной стороны устроена эстрада для придворного оркестра. В галерее около зала и в Ротонде были сервированы открытые буфеты, а в Арабской комнате поставлены карточные столы. К девяти с четвертью часам вечера собрались приглашенные лица: члены иностранного дипломатического корпуса, придворные и имеющие приезд ко двору дамы, придворные, военные и гражданские чины. В половине десятого из Малахитовой гостиной в Концертный зал вышли Их Величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Федоровна и Их Высочества Великие Князья и Княгини. Его Величество был в мундире лейб-гвардии конного полка, Ее Величество - в бальном платье цвета gris-de-perle, в диадеме и ожерелье из бриллиантов. Танцы начались вальсом, после чего следовали кадриль и мазурка. Приглашенных съехалось в этот вечер около 800 персон.
(«Московские ведомости» от 31 января 1900 года)



Приглашение на бал в Павильоне Императорского Эрмитажа 16 февраля 1903 года.
(Российская государственная библиотека)

В воскресенье, 16 февраля, в залах Императорского Эрмитажа состоялся обед, после которого в Павильонном зале происходили танцы. Государь Император был в форме лейб-гвардии уланского имени своего полка. Государыня Императрица Мария Федоровна была в белом туалете, в уборе из рубинов и бриллиантов. Государыня Императрица Александра Федоровна был в голубом с серым туалете и в жемчугах. Высочайший стол бл убран цветами. После обеда Их Величества и Их Высочества с приглашенными гостями перешли в Павильонный зал, в котором при входе Их Величеств и Их Высочеств придворный оркестр под управлением Гуго Варлиха заиграл вальс. После вальса следовали кадриль, мазурка, котильон и лансье. Во время танцев дамам раздавались ленты, цветы в букетах и корзиночках, различные сюрпризы в виде ридикюлей, вееров, зонтиков и т. д.
(«Санкт-Петербургские ведомости» № 47 от 18 февраля 1903 года)



Слева: Бальная карточка на туры полонеза бала в Зимнем дворце 15 января 1902 года статс-дамы графини Воронцовой-Дашковой.
(Российская государственная библиотека)

Справа: Бальная карточка на туры полонеза бала в Зимнем дворце 16 января 1889 года великого князя Сергея Александровича.
(Российская государственная библиотека)

Польский только условно заслуживает название танца, представляя собою прогулку по залам: мужчины предлагают руку дамам, и пары степенно обходят большую залу и прилегающие к ней комнаты. Эта долгая прогулка дает возможность завязать беседу, однако любой кавалер может менять партнершу, и никто не может отказаться уступить руку своей дамы другому.
(Ансело Ф. Шесть месяцев в России. Москва, Новое литературное обозрение, 2001)



Торжественный въезд Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. Москва, И. М. Мешков, 1896.



Приглашение на бал в Концертном зале Зимнего дворца 27 января 1904 года. «Бал отменен по случаю войны с Японией».
(Российская государственная библиотека)

27 число отмечено в камерфурьерском журнале за январь 1904 года краткой записью: «Сего числа Высочайший манифест об объявлении войны с Японией. Высочайший выход к молебну в Большую Церковь Зимнего Дворца с собранием особ по повесткам о ниспослании русскому оружию победы над врагом. Назначенный сего числа бал отменен». Сезон балов 1904 (високосного) года закончился, как, впрочем, и мирная жизнь Российской империи. Вскоре после объявления войны с Японией последовала череда страшных поражений русской армии - кровопролитные бои под Ляояном в Маньчжурии, потеря флота в Цусимском сражении. Закончился этот год гибелью Порт-Артура.
(А. В. Конивец. Последний бал в Зимнем дворце. «История Петербурга», 2008, № 5)

И это, конечно, не все экспонаты. Я выбрала те, что мне были наиболее интересны.

Вот источник для имеющих аккаунт в ФБ.

выставки, Царицыно, балы, Российская государственная библиотека

Previous post Next post
Up