Село Коломенское. Часть 7

Oct 05, 2015 22:10

Продолжение. Начало см.:
Часть 1. http://eho-2013.livejournal.com/686390.html
Часть 2. http://eho-2013.livejournal.com/687188.html
Часть 3. http://eho-2013.livejournal.com/687674.html
Часть. 4. http://eho-2013.livejournal.com/688359.html
Часть 5. http://eho-2013.livejournal.com/691099.html
Часть 6. http://eho-2013.livejournal.com/691913.html

В последней четверти девятнадцатого века соседнее с Коломенским Царицыно стало превращаться в модное дачное место; подобный опыт было решено повторить в и Коломенском. Его угодья управители тоже стали делить на участки и отдавать в длительную аренду под строительство дач. Один из таких участков на высоком берегу Москвы-реки между Коломенским и Нижними Котлами взял знаменитый художник-баталист В.В. Верещагин. Он построил здесь не обычную дачу, а просторную художественную мастерскую с небольшим жилым помещением. Под огромными окнами мастерской росли плодовые деревья, а за ними открывался великолепный вид на Москву; можно было даже разглядеть далекий Кремль.



В.В. Верещагин. В парке

На коломенских дачах бывали П.И. Чайковский, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека… Многие художники запечатлели на своих полотнах дивные коломенские пейзажи. Художественная общественность понимала значение Коломенского как феномена русской культуры. В 1913-1914 годах в Коломенском развернулись реставрационные работы, остановленные из-за начала Первой мировой войны.


Анна Чарина. Золото осени

В 1913 году были сданы в аренду великолепные фруктовые сады Коломенского, насчитывающие 15000 плодовых деревьев. Перед революционными событиями 1917 года Коломенское считалось одним из главных центров по выращиванию фруктов и овощей в Московской губернии. Зажиточным крестьянам, которых вскоре стали именовать кулаками, удалось создать огромные хозяйства, в которых десятки рабочих выращивали и перерабатывали миллионы штук огурцов и кочанов капусты (в то время их было принято считать штуками, а не тоннами, но масштаб все равно впечатляет). Свежие, соленые и квашеные овощи поставлялись в Охотный Ряд и на другие рынки Москвы, где покупатели высоко ценили коломенское качество.



Сохранившаяся усадьба зажиточного крестьянина в селе Коломенское (по состоянию на начало 1920-х годов). После раскулачивания и коллективизации в доме находилось правление колхоза.




Занятые своим делом, коломенские крестьяне практически не приняли участия в революционных боях (им не надо было отнимать землю у помещиков - сельскохозяйственные угодья Коломенского давно были отданы крестьянам в аренду). Большое зажиточное село продолжало жить своими интересами. Однако в дни Февральской революции здесь случилось событие, которое верующие посчитали чудом.
Явление иконы Божья Матерь Державная
В середине февраля 1917 года крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в слободе Перерва, стала видеть странные сны. Таинственный, неизвестно кому принадлежащий голос сообщал ей в этих сновидениях: «Есть в селе Коломенском черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Евдокия, женщина простая и не слишком образованная, не могла понять, к чему такие сны, но поскольку они повторялись, обратилась к Богу с мольбой, чтобы ей было послано более ясное указание - где искать эту икону. В очередном сне перед ней явился прекрасный белый храм, в котором на троне восседала величественная женщина. Богобоязненная Евдокия признала в ней Богородицу и решила, что нужно идти в Коломенское, и разыскать там церковь из сна. (В том же сне женщине привиделся ожесточенный спор о вере со старообрядцами в церкви, где находилась Небесная Владычица, но такова была специфика религиозной жизни Коломенского).



Василий Тимофеев. Коломенское, осень.

Церковь Вознесения оказалась тем самым храмом. Настоятелем ее в то время служил Николай Лихачев, человек мудрый и внимательный к людям. Когда к нему в дом пришла незнакомая женщина и стала рассказывать о своих снах, священник не отмахнулся, а вместе с Евдокией пошел в церковь и показал гостье все старинные иконы. Но ни в одной из них та не узнала образ, являвшийся во сне. Сторож церкви предложил настоятелю обследовать чуланы и подвалы храма. В подвале, среди старых досок и забытого хлама, хранившегося там Бог весть сколько десятилетий, а может быть, и веков, в пыли был обнаружен старый почерневший образ. Когда икону извлекли из подвала и бережно очистили, на ней открылось изображение Богородицы в красных одеждах, с царским венцом на голове, восседающей на троне со скипетром и державой в руках. В отличие от других изображений Богородицы, на этой иконе ее лицо было не кротким и добрым, а суровым и властным, но в глазах стояли слезы. Младенец Иисус, сидя на коленях у матери, благословлял верующих поднятой ручкой.
Евдокия Андрианова без колебаний признала в иконе образ из своего сна, упала перед ним на колени и стала просить священника отслужить молебен в честь обретения святыни. Вскоре стало известно, что в день, когда икона была найдена («явлена», как говорили верующие), император Николай II подписал отречение от престола. В том, что на явленном образе Богородица изображалась на троне и с царскими регалиями, увидели глубокий смысл. Разнеслась весть, что Царица Небесная приняла на себя преемство верховной власти над державой Российской, оставшейся без царя. Явленный образ стали называть Божьей Матерью Державной.
Один из коломенских дачников, Иван Дмитриевич Покровский в марте 1917 года по горячим следам сделал запись рассказа Евдокии Андриановой о ее чудесных снах и обо всем, что сопровождало обретение иконы *. Судя по словам женщины, она волновалась, что икона окажется в руках старообрядцев (которых, как известно, в Коломенском было много). Но икона стала святыней Русской Православной церкви.



Оригинал иконы из села Коломенское

В Коломенское к Державной иконе вскоре началось настоящее паломничество. Были зафиксированы происходившие у иконы чудеса и даже исцеления. В различных комиссиях обсуждался случай прозрения слепой девочки, обратившейся за помощью к Божьей Матери Державной. Заинтересованное участие в прославлении иконы принял митрополит Московский и Коломенский Тихон (в том же 1917 году, в начале ноября, когда в революционной Москве шли уличные бои, его избрали патриархом Русской Православной церкви). Акафист, прославление и молитвы иконе были составлены лично Тихоном. Во многих храмах появились списки иконы.

О мира Заступнице, Матерь Всепетая, со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Матерь Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, да избавит нас от междоусобныя брани и укрепит Святую Церковь нашу Православную, да незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней.

Из молитвы пред иконой Богородицы Державной

Чтобы все желающие могли поклониться подлинной, явленной в Коломенском иконе, Державную Богоматерь в 1917 и начале 1918 года постоянно возили по разным церквям, монастырям, госпиталям, заводам и учебным заведениям. В коломенской церкви Вознесения она оставалась лишь в праздники и в ночное время. Привозили икону и в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, основанную великой княгиней Елизаветой Федоровной, где Державная Богоматерь была радостно встречена сестрами и самой настоятельницей. Вскоре Елизавете Федоровне предстояло отправиться в сибирскую ссылку, где она приняла мученическую смерть, и ныне причислена к лику святых.
К середине 1918 года поездки с иконой по церквям и монастырям прекратились - советская власть усмотрела в символике иконы враждебные монархические элементы, а церковные власти, не желая обострять отношения и опасаясь за сохранность святыни, старались привлекать к ней как можно меньше внимания.



Один из современных списков образа Богородицы Державной

Державная икона какое-то время еще оставалась в храме Вознесения, но все ее списки из других действующих церквей были изъяты, а почитатели образа, хранившие дома его копии, подвергались гонениям. В 1923 году церковь Вознесения была закрыта, а икона перенесена в церковь Георгия Победоносца. Позже закрыли и эту церковь, и, несмотря на то, что в Коломенском уже действовал музей с богатой коллекцией русских икон, образ Богоматери Державной был передан в запасники Исторического музея и долгие десятилетия находился там, недоступный для посетителей и забытый сотрудниками. Только в 1990 году одна из сотрудниц музея случайно опознала икону - образ был воспроизведен на переплете издания акафиста патриарху Тихону, вышедшего в революционные годы.
В том, что образ снова был явлен в трудные для России переломные 1990-е годы, верующие усмотрели милость Богородицы, не оставившей православных своим покровительством. Икона вернулась в Коломенское и была помещена в церковь Казанской Богоматери, единственную из местных церквей, которая в то время была действующей.
Божья Матерь Державная признана главной святыней русских монархистов. В 2007 году, когда произошло объединение Русской Православной и Русской Зарубежной церквей, чудотворный образ был вывезен за границу и выставлялся для поклонения верующих в русских приходах Европы, Америки и Австралии. Особый интерес она вызывала у потомков белых эмигрантов, как символ того, за что боролись их отцы и деды.



Деревянная лестница в Коломенском

Храмы во имя Державной Божьей Матери возводятся в разных местах России. Например, в 2000 году такой храм появился при центре реабилитации детей-сирот «Гелиос» в Санкт-Петербурге. Его основными прихожанами являются воспитанники детского дома при центре «Гелиос». Были построены храмы Державной Божьей Матери и в московском районе Чертаново, и в подмосковном городе Жуковском… Во всех этих храмах находятся освященные списки иконы Державной Божьей Матери. И повсюду со своими мольбами к иконе тянутся верующие.

* В настоящее время этот документ хранится в Центральном историческом архиве г. Москвы.
Продолжение следует...

иконы, храмы, живопись, история Москвы, Коломенское

Previous post Next post
Up