Один дом на Арбате...

Jun 21, 2015 21:20



Дом № 25 был выстроен в 1871 г. (архитектор Р.А. Гедике). Прежде на этом месте находилась дворянская усадьба, принадлежавшая статскому советнику Н.Я. Тинькову, родственнику драматурга Александра Грибоедова. В 1826 г. в ней проживал Денис Давыдов, поэт и генерал, арендовавший особняк у хозяев. Дом (судя по старым планам, небольшой особняк с мезонином и флигелем) был красивым и удобным. Состоятельный поэт-партизан всегда со вкусом выбирал свои московские дома. А.С. Пушкин бывал здесь у своего друга, вернувшись в Москву из ссылки.
        Что касается знакомого нам дома № 25, построенного по проекту Роберта Андреевича Гедике, многие путеводители утверждают: дом был сооружен на средства Общества русских врачей. Это не совсем верно, хотя действительно лечебница и аптека, принадлежавшие Обществу, в этом доме размещались (аптека здесь существовала практически до недавнего времени). Дело в том, что этот дом был построен известным предпринимателем, отставным гвардейским офицером А.А. Пороховщиковым, выкупившим участок со старой усадьбой под застройку. Он прославился своим строительным размахом, возводя в городе доходные дома. Ему же принадлежали ресторан "Славянский базар" и гостиница при нем (также возведенные по проекту Гедике). Об уникальном деревянном особняке Пороховщикова, возникшем по соседству с домом 25, но фасадом в Староконюшенный переулок, нужно поговорить отдельно. Как и о трагической судьбе семьи предпринимателей и ученых Пороховщиковых...



Фото Евгения Чеснокова, проект "YaMoskva"

Итак, дом № 25 был выстроен А. Пороховщиковым, а Общество русских врачей, уже обосновавшееся к тому времени на Арбате в доме № 4 (в помещении будущих номеров "Столица"), подыскивало себе более удобное здание. Новый дом был снят Обществом врачей в аренду, и только через несколько лет, получив крупный кредит, медики выкупили это здание в полную собственность своего Общества. Пороховщиков испытывал тогда нужду в больших деньгах - вероятно, для осуществления нового проекта. Известно, что он принимал участие в строительстве Храма Христа Спасителя и вложил в эту стройку немалые деньги. Может быть, поэтому и пришлось пожертвовать арбатским домом...
        В доме № 25, была устроена аптека и благотворительная лечебница - "плата 20 копеек за совет, бедным бесплатно", а также медицинская библиотека для членов Общества русских врачей. Здесь же разместилась редакция журнала "Медицинское обозрение".



Фотография 1970-х годов. Известная пока арбатская аптека занимает в доме значительное помещение.

Часть помещений в доме Обществом врачей сдавалась - нужно было зарабатывать средства на нужды благотворительности. Арендаторы, особенно владельцы лавок - мясной и багетной, были весьма далеки от медицинской деятельности. Но на старых фотографиях кроме вывесок "Мясоторговля Данилова" и "Рамки и картины" можно рассмотреть еще одну - "Классы рисования и живописи".


В 1900 г. небольшое помещение в доме Общества русских врачей арендует молодой художник, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества Константин Юон. Вместе со своим другом Иваном Дудиным Юон решает создать свою частную художественную студию по образцу знаменитых студий Парижа. Здесь не было экзаменов, не было никакой рутины, и все же занятия давали так много, что слава о новой студии гремела по всей Москве. Число обучаемых доходило до 200 человек, а общее число студийцев, занимавшихся в студии Юона за все годы ее существования превысило 4000 человек. Здесь обучались В. Мухина, В. Фаворский, Р. Фальк, братья Веснины, Д. Бурлюк и многие-многие другие люди, оставившие свой яркий след в искусстве.



В 1905 г. студийцы слишком активно подключились к защите арбатских баррикад, и власти пытались студию закрыть. Но Константину Юону удалось ее отстоять. Студия просуществовала до 1917 г. - новые революционные потрясения ей пережить уже не удалось.
        Позже Юон стал академиком живописи, многие его картины, например, "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" получили всенародную известность. Жаль, что на доме № 25 не нашлось места для мемориальной доски, посвященной художнику, который не только работал в этом доме, но и жил в квартире при студии. Хотя табличка с упоминанием самой студии на доме появилась.


Много лет прожив на Арбате или по соседству с ним (например, в Трубниковском переулке), Константин Юон, как ни странно, мало писал собственно арбатские места, хотя городской московский пейзаж был его любимейшей темой, о чем он сам рассказывал в своей книге "Москва в моем творчестве". Может быть, потому, что родился он в районе Мещанских, а подростком жил в Лефортово и считал те места своей "малой родиной"... Но перед Арбатом художник остался в долгу.


Константин Юон. Интерьер (арбатская квартира художника). 1907

Кроме студии К. Юона в предреволюционные годы помещение в доме Общества врачей арендовала еще одна интересная организация - Московское отделение Российской лиги равноправия женщин. Движение суфражисток, которое ныне многими воспринимается с юмором, было в те годы чрезвычайно важной и хорошо организованной силой. Современной женщине трудно представить, сколько различных табу ограничивало жизнь наших соотечественниц в начале ХХ века, сколько копий было сломано по вопросам предоставления женщинам равных с мужчинами прав на получение образования, политических и социальных прав... Председатель Лиги равноправия женщин госпожа М.К. Бурдакова была личностью одиозно известной. Ее энтузиазм в вопросах женского равноправия производил на рядовых обывателей пугающее впечатление. Не каждый домовладелец позволил бы в те времена Лиге суфражисток угнездиться под его крышей. Только прогрессивно настроенные медики из Общества русских врачей пошли на такой смелый шаг.



Фото рубежа 1990-2000-х годов. В доме еще существует аптека, хотя и в небольшом помещении, и магазины. Сейчас первый этаж занят преимущественно ресторанами и кафе... На верхних этажах - жилые квартиры.

медицина, Арбат, художники, история Москвы, старая Москва, архитектура

Previous post Next post
Up