Поцелуй под зонтиком
Людек Алоиз Марольд - художник из Праги, мало известен в России. А на родине, в Чехии, его именем названы улицы не только в Праге, но и в других городах.
Детство у Людека было тяжелым. Незаконнорожденный сын, он не имел права носить фамилию отца и был записан на фамилию матери, что в середине 19 века считалось большим позором. Но мало того, что родители были не женаты - отец мальчика, армейский лейтенант, погиб на австро-прусской войне, когда Людеку был всего год, и они с матерью остались без всякой помощи. Через 6 лет умерла и мать, и ребенку пришлось вести жизнь безродного сироты. Он пытался поступить в кадетский корпус, но не выдержал экзамены (или его просто "засыпали", чтобы не принимать).
Но в 16 лет ему удается поступить в Академию изящных искусств... Однако, самостоятельная студенческая жизнь нелегко давалась юноше, слишком юному, чтобы быть ответственным. Проучившись год, он был исключен.
Но Людек делает новую попытку и поступает в Академию художеств в Мюнхене. Там его берут под свое крыло чешские художники в главе с Альфонсом Мухой. Юноше помогают найти работу иллюстратора в немецких и чешских журналах. К Марольду приходит первый профессиональный успех и первые гонорары...
В салоне
К несчастью, уже в это время молодой художник начинает страдать от ревматизма, болезни сыгравшей роковую роль в его судьбе.
В 1887 году он возвращается в Прагу, много работает и участвует в создании Союза деятелей изобразительных искусств и в оформлении художественных изданий, выпускавшихся Союзом.
Яичный торг в Праге
Художник в своей студии (предположительно - автопортрет)
Через два года Марольд получает государственную стипенидию для обучения в Париже, уезжает во Францию и проходит стажировку в мастерской Пьера Виктора Галланда. В 1891 году Марольд женится. Но его болезнь продолжает прогрессировать, и мешает ему и жить и творить...
После смерти своего учителя Галланда в 1892 году Марольд отказывается от стипендии, чтобы стать свободным художником и ни от кого не зависеть. В том же году его награждают золотой медалью на выставке в Мюнхене...
Аллегория
Извозчик
Овощной рынок в Париже
Человек, сидящий на диване
Марка Чешской республики с картиной Марольда "Парижанка"
Марольд продолжает работать как иллюстратор, пишет портреты, жанровые картины, выполняет рекламные плакаты в модном на рубеже 19 и 20 столетий стиле "арт-деко"...
Иллюстрация к книге Диккенса
Парижские зеваки
Комета
Кому какое дело?
Портрет художника Карла Рашка
В 1895 году Марольда избирают членом Чешской академии наук и искусств. В 1897 году он предлагает правительству фантастический проект - подготовить к выставке 1898 года гигантскую батальную панораму битвы при Липане. Его проект был утвержден и Марольд в соавторстве со своим другом Карлом Рашка начинает работу над полотном, составляющем 95 метров в длину и 11 метров в высоту. Из-за сжатых сроков художникам приходится пригласить дополнительных помощников - пейзажиста, работавшего с фоном, анималиста, дорисовывающего коней под кавалеристами, и колориста, отвечающего за подбор красок.
Фрагмент панорамы "Битва при Липане"
Работа, очень тяжелая и связанная с большими стрессами и жесткими сроками, значительно ухудшила состояние здоровья художника. Он успел завершить панораму, которую считал делом жизни и скончался вскоре после того, как она была представлена на выставке. Ему было всего 33 года...
В настоящее время панорама экспонируется в специальном павильоне в Чешском выставочном центре.
Надгробие художника в Праге на кладбище в Ольшанах