"У нас на раёне"... Ружейный переулок

May 11, 2015 15:53

Продолжаем путешествовать по Хамовникам...

Ружейный переулок когда-то представлял собой дворцовую слободу, в которой проживали мастера из Оружейной палаты, чем и объясняется его милитаризированное название. Но к началу 20 века никаких оружейников тут уже давно не было, а было патриархальное московское местечко, где в своих особнячках с садиками проживали среднеобеспеченные горожане. Условия были практически дачные - домики преимущественно в 1-2 этажа с резными деревянными заборами, яблонями, сиренью и пионами под окнами, самоварами в беседках и хорошо знакомыми соседями, не только в родном переулке, но и во всех окрестных, аж за Плющихой... Отдельные любители парного молока ухитрялись и коров во дворах держать. Пастух по утрам собирал на Плющихе стадо и гнал его на выпас к Лужникам... И все это - в 20 минутах ходьбы от Кремля...
Ясно, что вечно в центре Москвы такой уголок существовать не мог бы, но старый Ружейный переулок дожил до 1960-х (уже без коров и в виде коммунальных "вороньих слободок", а отдельные постройки и до 1970-х годов... К нашему времени от старой застройки ничего не осталось, только один дом, да и тот 1914 года. Не такая уж древность...


Оба угла Ружейного и Плющихи занимают "средначальнические" дома из розового кирпича, построенные в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Все пристойно, но очень обычно...
Единственное, что спасает ситуацию - в Ружейном переулке много зелени, и сейчас все цветет. Или зацветает, по краней мере...






Почти вся четная сторона переулка почти до самого Смоленского бульвара все тот же длинный розово-кирпичный дом, а нечетная - столь же длинный дом современной "коммерческой" архитектуры, уступами построенный на месте маленьких особнячков и территории бывшей Сельскохозяйственной школы, позже занятой военными частями...



В доме № 3 по Ружейному переулку в 1858 году, вернувшись из ссылки, поселился поэт А.Н. Плещеев. А в доме № 5-7 находился частный музыкальный пансион Н.С. Зверева, воспитанников которого называли зверятами. Среди этих музыкально одаренных зверят были Скрябин и Рахманинов.
А за особнячками в глубине квартала тянулись постройки Сельскохозяйственной школы. Кстати, среди ее слушателей всегда было много крестьян. Даже в 1850-х годах, еще до отмены крепостного права, руководство школы поощряло помещиков присылать сюда на учебу своих крепостных. Получив волю, эти люди с дипломами агрономов, коневодов и животноводов легко нашли свое место в жизни.



Конюшни и манеж, находившиеся в Ружейном переулке сто лет назад... Фото из журнала "К спорту!" за 1912, № 16



Ярмарка птиц во дворе Сельскохозяйственной школы



Великие князья Елизавета Федоровна, Сергей Александрович и Николай Михайлович осматривают пасеки Сельскохозяйственной школы, 1897



Когда-то Ружейный переулок был таким... Дом известного путешественника Н.А. Северцова



Вот так выглядит часть дома № 4 в наши дни (дом №4, строение 3)



Но с клумбами под окнами... Или хотя бы цветами в вазонах. Вазоны грубые, но все же весной, когда зелень еще не столь пышная, выручают...




О доме № 4 сказать особо нечего, если бы не забавное оформление пары подъездов...



Это центр восточной косметологии и медицины. Немножко Тибета на Плющихе. И у входа - восточные львы... (съемка была сделана примерно неделю назад, и первомайский плакатик на поздравления к Дню Победы заменить еще не успели)



Вот он, красавец!



А у другого подъезда стоят парные скульптуры цапель (или аистов?), на которых сверху водрузили тесные клетки. Мне кажется, клетки - плохое дополнение... Да и бронзу надо иногда чистить, чтобы не темнела, а клетки мешают. Тем не менее, композиции с цаплями уже много лет...



Движение в переулке одностороннее, поэтому газоны широкие, и на них формируется нечто вроде бульвара с деревьями, клумбами, прогулочными тропками и скамьями





Среди еще не распустившихся тюльпанов бродят стаи голубей и что-то с аппетитом выклевывают. Надеюсь, не луковицы цветов?



Здесь был бы уютный уголок, но тюльпаны еще не расцвели... И кто-то нахально припарковал у ограды свой мотоцикл, вид тоже не улучшающий...



И вазоны все те же, грубые бетонные... но с трогательными цветочками.



Вот он, единственный уцелевший от старой застройки дом, № 2, вписанный в современную застройку и зажатый среди частей дома № 4.
Это собственный дом архитектора Исакова, о котором надо сказать пару слов. Он представлял тот распространенный тип простого человека, которому удалось на рубеже 19 и 20 веков добиться определенного положения.
Михаил Артамонович Исаков, родившийся в 1872 году, был сыном солдата. Отец после отставки со службы перебрался в Москву и поселился с семьей в простонародном квартале у Смоленского рынка. Большой рынок всегда давал возможность найти пропитание человеку, готовому заниматься разной неквалифицированной работой. Семья не только не голодала, но особо и не бедствовала. Но для сына родители хотели другой доли и отдали его в Хамовническое четырехклассное училище, лелея смелые мечты, что Миша потом продолжит образование.
А по-соседству, в переулке за Плющихой жил художник Алексей Саврасов ("Грачи прилетели"). Человеком он был не слишком удачливым и пьющим, но любил детей и учил окрестных ребятишек рисовать. Среди его учеников оказался и Миша Исаков, у которого художник заметил талант. Он стал заниматься с мальчиком живописью и графикой вполне серьезно, чтобы подготовить его к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, второе по значению после Петербургской Академии художеств учебное заведение художественного профиля в России. Требования к поступлению в училище были Саврасову хорошо знакомы - он там преподавал, пока его не выгнали за алкоголизм. Да и учебник по рисованию сам составил в соавторстве с Пукиревым.


Алексей Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду

Михаил Исаков поступил в училище и в 1900 году закончил его с дипломом художника-архитектора. Но в Москве среди архитекторов была большая конкуренция, многие к началу 20 века уже успели сделать себе громкое имя и не собирались делиться с заказами с новичком. Поработав помощником архитектора, Исаков уехал в Бийск, где его ожидало самостоятельное архитектурное поприще. Вернулся он в Москву в 1911 году, с хорошими деньгами и приступил к строительству собственного доходного дома в знакомых местах близ Плющихи. В малоэтажном Ружейном переулке дом Исакова, завершенный в 1914 году, казался почти небоскребом.



В оформлении дома он использовал стиль кремлевских строений. Когда дом был красно-кирпичным с рельефными белокаменными элементами декора, это было заметнее. Покрасили его уже в период перестройки переулка, чтобы лучше сочетался с новыми домами.



Однако в Москве дела архитектора снова пошли не так уж хорошо, а начавшаяся Мировая война сильно сократила строительный рынок. В результате любимый дом Исакову из-за материальных проблем пришлось продать еще до революции... Но это событие, показавшееся сначала неприятностью, вскоре обернулось удачей - революцию архитектор встретил не состоятельным домовладельцем, у которого надо реквизировать недвижимость, а трудящимся небогатым интеллигентом правильного рабоче-крестьянского происхождения. Это помогло Исакову найти свое место при новой власти, и уже в 1918 году он начал служить в архитектурных комиссиях при Моссовете...

Кварталы застройки, существовавшей близ бывшего Смоленского рынка, оказались во дворах домов Ружейного переулка. Даже с учетом, что уцелело не так много, довольно плотная и разветвленная застройка со следами бывших переулков существует там и поныне...



Детский садик во дворе перестроен по современным стандартам, ярко оформлен и обнесен мощным стальным забором.



С площадки раздается радостный детский визг. Но чужим людям туда не проникнуть!



"Добро пожаловать!" - для своих. А маньякам, террористам, похитителям детей и хулиганам поставлен заслон, и охрана бдит...



Но для несадовских детей в том же дворе есть альтернативная площадка для игр. Тут как раз сохранились домики старой застройки, в большинстве надстроенные с двух этажей до трех-четырех.



Ничего особенного в плане архитектуры, но они вполне имеют право на существование...

Москва, история России, Плющиха, художники, старая Москва, Хамовники, архитектура

Previous post Next post
Up