"У нас на раёне"... Земледельческий переулок

May 03, 2015 20:24

Хочу немного рассказать о своем родном московском районе Хамовники. Правда, когда я родилась, он еще назывался Ленинским. Но сути это не меняет. Он тянется от начала Знаменки, идущей от выезда из Боровицкой башни Кремля, и до Лужников. Его южной границей служит Москва-река, а северная примыкает к району Арбат. Граница с Арбатом условная, и проведена по арбатским переулкам так прихотливо, что к примеру, одна сторона Сивцева Вражка относится к Арбату, а другая - к Хамовникам, поскольку граница идет вдоль по середине переулка. И определить административную принадлежность того или иного места могут тут только местные жители, твердо знающие, в каком именно районе им выдавали паспорт.

Но Земледельческий переулок проходит параллельно Плющихе, и никаких сомнений не вызывает - он хамовнический. В старорежимные времена он назывался Большим Трубным, а при советской власти в 1922 году был переименован в Земледельческий в честь Сельскохозяйственной школы, строения которой занимали часть переулка. И одновременно, если не раньше, все эти постройки были переданы Красной Армии для ее нужд. Больше в Земледельческом переулке ни агрономов, ни коневодов не учили...



Хотя Земледельческий переулок отностится не просто к старым, а к старинным местам Москвы, древних построек тут не сохранилось. Даже домов 19 века немного - очень уж в центре столицы земля дорогая... И каждый уцелевший старинный особнячок рождает в душах капиталистов новой формации чувство неизбывной тоски - чем заняты золотые московские сотки?

Одна из главных достопримечательностей Земледельческого все же уцелела, хотя внешне это обычный дом, таких на Плющихе и в окрестных переулках прежде было много. Но в этом когда-то жил Илья Ефимович Репин...



С тем, что в Википедии много неточностей и ошибок, все наверное не раз сталкивались. Но вики-статья о Земледельческом переулке - это что-то уникальное! Там даже ни словом не упомянут ни Репин, ни его дом - главная достопримечательность переулка, хотя мемориальная доска на здании красуется уже много десятилетий...
В репинском доме сейчас обитают организации, подчиненные Академии художеств, Фонд поощрения скульпторов, например. И еще одна памятная доска не так давно у дверей дома появилась.



Ничего не имею против народного художника Орехова, но здесь явно не хватает еще одной памятной доски - в этом доме в семье Репина жил  его ученик, юный Валентин Серов.
А может быть, и еще одной - здесь в гостях у Репина бывал Лев Николаевич Толстой, однажды пришедший сюда с визитом к художнику (к большому переполоху в семье Репиных) и с тех пор поддерживавший дружбу... Тем более, что и поселился он, перебравшись из Ясной Поляны в Москву, неподалеку.
В этом доме Репин работал над многими картинами, ставшими знаковыми для его творчества, к примеру, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" или "Царевна Софья в Новодевичьем монастыре" (позировала для Софьи, кстати, матушка Серова).


В нишу ограды скульпторы установили женщину с серпом... Очень по-земледельчески. Только сдается мне, что Репин любовался тут на что-то другое.
Но таких домов в Земледельческом уже почти не осталось. Не успеешь оглянуться, как что-то из исторической застройки уже снесли и возводят нечто в новорусском стиле...



Вот и еще один дом в Земледельческом переулке достраивают...
Невольно хочется повторить за Мариной Цветаевой, которой очень не нравился строительный бум, случившийся в Москве в 1910-х годах:
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах...
........
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Надо сказать, процесс гибели сарых домиков никогда особо не останавливался. Земледельческий переулок ощутимо начал терять лицо еще в 1970-х годах, когда тут стали появляться совсем безликие постройки. Например, посольство Бангладеш, которое Википедия отмечает как значительный объект.


Фото тоже из Википедии. Кто скажет, что здание посольства - шедевр, пусть первым кинет в меня камень.
На фоне таких построек уцелевшие доходные дома 1910-15 годов, столь не любимые Мариной Ивановной, выглядят очень достойно...



Один из таких домов построен в 1913 году знаменитым московским архитектором Валентином Дубовским, автором "домов с рыцарями" на Арбате и Большой Полянке (о нем опять же умолчала Википедия). В районе Арбата и Плющихи Дубовский строил много, и эти дома долгое время казались непревзойденными по элегантности.
В узком Земледельческом переуке весь фасад дома Дубовского трудно поймать в кадр, и скульптура мальчика (рядом с эркером), украшающая верхний этаж, снизу почти не видна... Когда его окружали одноэтажные особнячки, дом можно было рассмотреть во всех деталях издалека. А теперь с Плющихи видны только верхние этажи.



В этом доме, как и в некоторых других постройках Дубовского, есть фирменная фишка мастера - наверху устраивалась мансарда со стеклянным куполом, почти незаметная с улицы, и отдавалась под студию художников. В 1913 году район был богемным, во многих домах "кучно" проживали творческие люди и мастерская не пустовала.
Мне когда-то довелось побывать в этой студии, и даже в те времена, когда сильно запущенный дом Дубовского еще представлял скопище коммуналок, верхняя студия поражала какой-то своей нездешностью...





За фундаментальным забором еще один новорусский дом, на месте которого прежде стоял хорошо сохранившийся особняк 18 века, а в нем размещался районный дворец пионеров с прекрасным театральным залом в пристройке...

Продвигаясь по Земледельческому переулку, мы пересекаем Первый Неопалимовский переулок, где когда-то стоял особняк деда Марины Цветаевой. Домики с знаком породы...


Первый Неопалимовский переулок в начале ХХ века

Дед Марины и Аси Цветаевых, А.Д. Мейн, жил в уютном домике в Неопалимовском переулке, и его особнячок казался юной поэтессе эталоном семейного гнезда. Тьо, неродная бабушка Марины, бывшая гувернантка Марининой и Асиной матери, ставшая в конце концов женой их деда и любившая и свою покойную воспитанницу, и ее дочек как родных, решила подарить Марине к свадьбе деньги для покупки собственного дома. Она считала, что семейное гнездо нужно устраивать под своей крышей и на всю жизнь, а не мотаться по наемным квартирам, находясь в зависимости от капризов хозяйки. Марина не смогла отказаться от такого щедрого подарка и принялась искать особнячок, похожий на дом деда и дом отца в Трехпрудном переулке...
Теперь уже трудно представить, каким был дом Мейна и что казалось юной Марине особо очаровательным...



Продвигаясь по Земледельческому и миновав безликое здание телефонной станции постройки 1970-х годов, мы неожиданно обнаруживаем памятник, расположенный во дворе жилого дома, выходящего фасадами на Плющиху и в Ружейный переулок.



Это памятник генерал-майору Александру Александрову, профессору Московской консерватории, руководителю Военного Краснознаменного ансамбля песни и пляски, носящего его имя.



Мемориальная доска на здании Белорусского вокзала, посвященная первому исполнению песни "Священная война" ансамблем Александрова для бойцов, отправляющихся на фронт, 26 июня 1941 года.

Памятник Александрову здесь не случаен. Напротив здание с концертным залом, переданное ансамблю Александрова (до того - Дом офицеров Военной академии им. Фрунзе).


Википедия утверждает, что ансамбль Александрова занимает бывшую конюшню Земледельческой школы... Это здание похоже на конюшню? Даже если учесть, что оно было надстроено?
Это административное здание Земледельческой школы, с актовым залом, построенное в 1902 году и ныне являющееся памятником регионального значения.
Кстати, на нем сохранилась памятная доска, свидетельствующая что сюда приезжал Ленин и общался с красноармейцами. Видимо, военный статус здания помог сохранению раритета. Ленинские доски, которых был в нашем районе даже некоторый преизбыток, постепенно исчезают.



А вот на углу Ружейного и Земледельческого, рядом с Домом ансамбля Александрова, действительно были когда-то конюшни Земледельческой школы и даже с ипподромом для выездки племенных жеребцов. В переулок выходили их кирпичные ворота. Здания конюшен, преобразованные в автобазу Академии Фрунзе, тянулись вглубь квартала. В советские времена, когда были проблемы с автосервисом, здесь всегда можно было договориться с ребятами - поискать неисправность в движке или зарядить аккумулятор для машины... Потом территорию гаражей продали под застройку...



Из Земледельческого переулка кажется, что на месте гаражей построена узкая башня... На самом деле, это боковой фасад длиннейшего здания, протянувшегося чуть не по всему Ружейному переулку, почти до самого Смоленского бульвара, где тоже стоят здания бывшего военного назначения на бывшей территории Земледельческой школы. Они были так удачно проданы Васильевой, что теперь фигурируют в ее вялотекущем деле... А вот гаражи, кажется, были проданы еще до васильевско-сердюковского торгового бума...

Москва, Плющиха, Репин, старая Москва, Хамовники

Previous post Next post
Up