Приметы стиля Кекушева на Поварской

Apr 15, 2015 23:12

Оригинал взят у galik_123 в Приметы стиля Кекушева на Поварской


Вот почему я так люблю Поварскую улицу - необычайно интересна она своими зданиями, их историей и архитектурой. Например, ближайшие соседи по одной улице - два дома замечательного архитектора Льва Кекушева. Сейчас оба дома относятся к объектам культурного наследия - это особняк Понизовского № 42, ныне посольство Афганистана, и дом Миндовского № 44 - ныне посольство Новой Зеландии (об особняке Миндовского в http://galik-123.livejournal.com/88955.html).
В 1902 году владелец Московского торгово-строительного общества Яков Рекк ( о нём - в http://galik-123.livejournal.com/78120.html) купил на Поварской улице деревянную усадьбу тайного советника Д. Г. Волчкова, занимавшую весь участок между Скарятинским и Скатертным переулками. Усадьба была куплена на снос и разделена на два участка, на территории которых архитектор Лев Николаевич Кекушев построил в 1903 году два особняка в стиле модерн.

1. Дом № 42 изначально выглядел не так, как сейчас. Угловую башню венчал единственный в Москве четырехгранный купол с глубоким карнизом, покрытый листовой медью. По периметру он был окружен широкой площадкой. При более поздней перестройке купол был утрачен, и теперь его можно увидеть только на старых фотографиях. Необычной была и отделка фасадов, построенная на контрасте серого гранитного цоколя и светлой облицовочной плитки стен.



2. Особенностью авторского замысла стала объёмно-пространственная ступенчатая композиция сооружения. Здание как бы составлено из подобных объёмов, которые вдоль переулка уступами поднимаются к угловой башне. Этот возвышающийся объём здания занят подъездом, основной же корпус слегка заглублён и отделён от красной линии улицы узким палисадником. Поскольку дом возводился сразу с целью продажи и в расчете на состоятельных покупателей, в нем были предусмотрены все технические новинки начала ХХ века: калориферное отопление, вентиляция, водопровод, канализация, электрическое освещение.



3. Чтобы понять авторский замысел, надо посмотреть на здание с угла: дом как будто составлен из отдельных объемов, уступами поднимающихся к угловой башне на углу Поварской улицы и Скатертного переулка. Особенно хорошо это видно на заглавном фото.



4. В 1908 году особняк купил московский купец Матвей Понизовский. А уже через несколько лет дом был перестроен в стиле неоклассики, пришедшей на смену модерну, и значительно утратил свою элегантность. В 1910 году изменение фасада и некоторые перестройки особняка были произведены по проекту архитектора В. И. Мотылёва. В 1914-1915 годах осуществлена полная классическая переработка фасадов. В результате перестроек здание лишилось почти всех примет стиля модерн, сохранив от замысла Л.Н. Кекушева лишь ступенчатую объёмно-пространственную композицию.



5. Был утрачен ажурный скруглённый балкончик над подъездом.



6. Изменилось оформление окон.



7. В эти же годы со стороны Поварской была возведена ограда с характерным для московского модерна завитком спирали на решётке.



8.



9. С 1922 года и по настоящее время в здании размещается посольство Афганистана. В 1958 году между Советским Союзом и Афганистаном был подписан документ, в соответствии с которым здание предоставлено афганской стороне в бесплатную аренду сроком на 99 лет. После капитального ремонта здания, который проходил в 1994-2004 годах, здесь вновь разместилось афганское посольство. А рядом, дом № 40, построенный в 1885-1888 годах для князя А.Б. Голицына по проекту архитектора А.Э. Эрихсона, тоже посольство. о нём в следующий раз.



10. После перестройки особняка в 1914-1915 годах внутри всё же сохранилась богатейшая кекушевская отделка с большим количеством цветных витражей, живописными плафонами и оригинальными светильниками.



11. В стиле модерн в России во второй половине XIX - начале XX века строили многие замечательные архитекторы. Кекушев был первым по времени и одним из наиболее выдающихся из плеяды российских архитекторов модерна, но у него был свой собственный неповторимый архитектурный почерк. Его здания отличались от творений других архитекторов этого стиля - скульптурная декорация снаружи, игра пространства внутри.



Лев Николаевич Кекушев родился 19 февраля 1862 года, предположительно в Вильно. Отец его был офицером, что известно из воспоминаний его сына. Известно также, что он закончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, затем переехал в Москву. В Москве у него была собственная мастерская и поддержка меценатов-купцов. Довольно быстро Лев Кекушев приобрёл известность и крупные заказы. У него даже появился свой фирменный знак - статуя или барельеф льва.
Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900-1903 годы. Кекушев построил такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в Царицыно и особняк И. А. Миндовского на Поварской, гостиницу Метрополь. Эти постройки отличает исключительная проработка интерьеров и декоративных металлических деталей. После революции 1905 года общественное мнение повернулось в сторону неоклассики, но Кекушев не изменил своему стилю. Рубежом, после которого имя Кекушева перестало упоминаться в профессиональной печати, стал 1912 год; этим же временем датированы последние выполненные зодчим проекты. Достоверных сведений о дате, месте и обстоятельствах смерти знаменитого архитектора нет. Согласно воспоминаниям сына архитектора, Николая, на момент его поступления в 1912 году в кадетский корпус отца уже не было в живых. Дочь Кекушева указывает датой смерти 1917 год. Кроме скупых и противоречивых свидетельств сына и дочери Кекушева, другие упоминания о последних годах жизни зодчего отсутствуют. По воспоминаниям родственников, это связано с тем, что жена архитектора, Анна Ионовна Кекушева, после развода фактически вычеркнула мужа из жизни семьи. Но Москва-то обязана помнить Льва Кекушева, украсившего город великолепными зданиями.

Кекушев, модерн, Поварская, старая Москва, архитектура

Previous post Next post
Up