Рерих. Путешествие в иную реальность

Mar 19, 2015 23:08

Оригинал взят у doc_chaev в Рерих. Путешествие в иную реальность.
Помню с детства это здание. После школы часто вокруг него болтались. Была там какая-контора. А тут шел мимо -  Международный центр Н.К.Рериха. Все преобразилось до неузнаваемости. Выяснилось, что центр   имеет статус общественного культурно-просветительского центра, не подотчетен никаким государственным структурам и существует на деньги спонсоров. Конечно зашел.


МЦР является aссоциированным членом ДОИ ООН, ассоциированным членом Международной Организации Национальных Трастов (INTO), коллективным членом Международного совета музеев (ИКОМ), членом Всеевропейской федерации по культурному наследию "Европа ностра" и т.д. и т.п

Но сначала несколько слов о здании, где расположен Центр. Оно очень необычно. С фасада классицизм (колоннны, портик), а с задней части - старомосковские палаты 17 века.


История этой уникальной усадьбы документально прослеживается с 1689 года. После женитьбы на Евдокии Лопухиной Пётр I подарил владение неподалёку от Колымажного двора своему тестю - боярину Фёдору Авраамовичу. Тогда же здесь и были возведены большие каменные палаты в два этажа на подклете. В 1718 году Лопухины попали в царскую немилость, палаты были конфискованы, и в них разместилась полотняная фабрика . К этому времени относятся и первые переделки здания. Один из очевидцев даже удивлялся - мол, «никак не ожидал, чтобы хозяин фабрики мог устроить здесь такое заведение и привести его в столь цветущее состояние. Оно имеет 150 ткацких станков, за которыми работают почти исключительно одни русские и производят все, чего только можно требовать от полотняной фабрики».Через десять лет, при Петре II, родовое гнездо возвращается к Лопухиным и они владеют усадьбой до 1763 года, когда хозяином старинных палат становится светлейший князь Г. Потёмкин.


Интересно, что во времена Екатерины две усадьбы - голицынская (Волхонка, д.14/1) и Лопухиных, скорее всего, были одним владением. Во всяком случае, когда голицынский дворец преобразовывали в царский, императрица отдала указ соединить свою резиденцию с соседней теплым переходом. Во дворце Лопухиных в то время жила мать фаворита императрицы Григория Потемкина, и, по всей видимости, Екатерина хотела запросто с ней общаться (а может не только с ней).В начале XIX века, сменив нескольких владельцев, усадьба переходит к графине В. А. Протасовой. При ней к восточному фасаду главного дома был пристроен портик с колоннами, украшенный фамильным гербом Протасовых на фронтоне, сохранившийся до наших дней. Позже усадьбой владели другие  известные дворянскихе фамилии - Богословские, Бахметьевы, Оболенские и, наконец, в начале ХХ века хозяйкой стала фрейлина императрицы М. М. Петрово-Соловово. После 1917 года в дом въехал военный отдел ВЧК, который позже сменил Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. Затем здесь были  коммунальные квартиры, расселённые только в 1965 году, когда усадьбу передали Минтяжмашу СССР.


К 1970-м годам усадьба пришла в аварийное состояние - появились трещины на стенах главного дома, явившиеся следствием давней просадки фундамента и другие проблемы.  В 1993 году ответственность за судьбу памятника взял на себя Международный Центр Рерихов, добившись прав заказчика. Тогда и началась полномасштабная научная реставрация усадьбы. Усилиями Людмилы Васильевны Шапошниковой, по поручению Святослава Николаевича Рериха, был создан Центр-Музей им. Н. К. Рериха, который и разместился в стенах старинной усадьбы. В результате был разработан оригинальный проект реставрации, учитывающий многогранность архитектуры главного дома усадьбы, сформированной стилями XVII, XVIII и XIX веков. Коллективу реставраторов удалось гармонично сочетать в воссоздании и фасадов, и интерьеров разные эпохи. Дворовый (западный) фасад главного дома восстановлен в целом на период XVII века, с частичным сохранением архитектурных элементов XVIII столетия. В 2006 году на сохранившихся белокаменных фундаментах со всей возможной достоверностью воссоздано двухъярусное Красное крыльцо.

Экспозиция музея открывается "Вводным залом", в оформлении которого нашли свое выражение идеи Живой Этики, философской системы, разработанной Рерихами. Отражена эволюция человечества: от гибели Атлантиды до новой эпохи. Ведущая роль в этой эволюции принадлежит великим духовным учителям, которые представлены в обликах Будды и Христа.



Следующий зал назван "Петербургский", в честь города, где Н.К.Рерих родился в 1874 г. и прожил 42 года своей жизни. Фотографии и документы, экспонирующиеся в этом зале представляют Николая Константиновича в годы обучения в гимназии, в петербургском университете и Академии художеств. В зале можно увидеть студенческие рисунки Н.К.Рериха, его живописные работы.



Отец Рериха - Константин Федорович - был известным нотариусом и общественным деятелем. Происходил он из курляндских мещан. Некоторые исследователи возводят фамилию Рерих к самому Рюрику, но серьёзных подтверждений тому нет. Мать - Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д.Менделеев,  Н.Костомаров, М.Микешин  и многие другие. С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология и история и богатое культурное наследие России и Востока. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую академию художеств.


С 1895 года он занимается в студии знаменитого художника А.И.Куинджи. В это время Н.К.Рерих тесно общается с известными деятелями культуры того времени - В.В.Стасовым, И.Е.Репиным, Н.А.Римским-Корсаковым, С.П.Дягилевым. При подготовке к дипломной работе Рерих напишет: «В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники». Открытие, сохранение и продолжение знаков исконной русской культуры на долгие годы станет кредо Н. К. Рериха. В 1898 году Н. К. Рерих окончил Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена П.М.Третьяковым. Известный критик того времени, В.В.Стасов высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники».              Встреча для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского", «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость." Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.


В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художников и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.

В 1899 году Рерих знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 - Святослав, будущий художник и общественный деятель. Этот счастливый союз позволил Рериху создать около 7000 живописных произведений и 40 книг, в том числе две книги стихотворений. Вместе они прожили  46 лет, Елена Ивановна пережила своего мужа на 7 лет и закончила свой земной путь в 1955 году. Не случайно у входа в рериховский центр в скульптурном изображении они стоят вместе, как равные партнеры.

Следующая часть экспозиции называется "Русский зал" и отражает работу, проделанную Н.К.Рерихом по изучению истории и культуры России.


С 1894 по 1902 год Рерих много путешествует по историческим местам России, а в 1903 - 1904 годахН. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» , и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

После масштабного путешествия по городам России, Рерих продолжает путешествия-исследования по русским городам, и уже в 1904 году посещает города вдоль Волги, Можайск, Саввино-Старожевский монастырь, заканчивая свое путешествие в селе Талашкино под Смоленском , где совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве и народных русских промыслов. Вместе с тем, в 1912-1915 годах Рерих активно участвует ещё в одном крупном проекте возрождения русского искусства - возведении Фёдоровского городка. При этом с 1910 по 1914 год он выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря, а в 1914 году - редактором и соавтором большого издания «Русская икона».


В исторической концепции Рериха важнейшее значение имеет соотношение прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и настоящее измеряется будущим: «…когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Во время путешествий по России у Рериха впервые зародилась мысль о существовании единого источника русской и индийской культур, то что мы сейчас называем индоевропизмом В зале представлены картины, созданные художником в разных странах и в разное время. Все эти картины проникнуты глубокой любовью к Родине и верой в её высокое предназначение.

Здесь мы можем увидеть "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (1934 г.), "И мы видим" (1922 г.) и другие.Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: "Снегурочка", «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», "Валькирия" и др. Он был в числе создателей реконструкции "Старинного театра" (1907-1908; 1913-1914) - уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём  Н. Рерих выступал и как создатель декораций, и как искусствовед. Во время знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже (1909-1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист. В зале представлены некоторые предметы с этих постановок.

Следующий зал очень необычен. Он называется "Зал живой этики". Как утверждают создатели музея - это сердце музейной экспозиции.


В 20-30-е годы Е.И.Рерих и Н.К.Рерих принесли в мир философию космической реальности. Она называлась Живая Этика и была передана человечеству группой индийских философов. Эта философия включала в себя книги с несколько необычным названиями: "Зов", "Озарение", "Сердце", Мир Огненный".


Первые издания книг на русском языке, вышедшие в Париже и Риге, представлены в зале. Живая Этика стала началом нового, космического мышления, развивающегося сейчас на нашей планете. Она рассматривает мироздание как грандиозную энергетическую систему одухотворенного Космоса; раскрывает основные законы Вселенной; объясняет важнейшие процессы эволюции, идущие в Космосе и на планете Земля. Она устремляет человечество к будующему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению.
В зале можно увидеть дневники Е.И.Рерих с первыми записями Живой Этики, старинные тханки, ваджру и бусину "зи", подаренные Учителем Елене Ивановне. Здесь представлены полотна Н.К.Рерих из серии "Знамена Востока", "Чинтамани", "Приказ Ригден Джапо". Художественным комментарием к Живой Этике называл свои произведения Н.К.Рерих. В прекрасных полотнах мастера дается образное осмысление проблем космической эволюции.

Дальше зал "Центрально-Азиатской экспедиции". Тут надо сказать, что в 1916 году семья Рерирох перебралась в Финляндию, в местечко Сердоболь на побережье Ладожского озера. В результате революции Рерих оказался за границей. Несколько лет он ездил по европейским столицам с выставками и чтением лекций. Наконец он находит деньги,для того, чтобы осуществить свою давнюю мечту - путешествие  в центр Азии.


Центрально-Азиатская экспедиция стала главным деянием Н,К,Рериха. Начавшись в 1924 г. в Индии, экспедиция прошла Китай, Смбирь, Монголию, Тибет и в конце 1928 г. вернулась в Индию. В экспедиции участвовал сам Н.К.Рерих, его жена и сын - Юрий Николаевич. На меня лично болшое впечатление произвел макет части земного шара, по которой можно проследить путь экспедиции.
"Кроме художествкнных задач, - писал Рерих, - в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Цетральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов". За время похода Рерих создал около 500 картин, в том числе представленные в зале полотна - "Щекар-Дзонг" и "Велтчайшая и святейшая Танг-ла". Экспедиция прошла по землям древнейших культур Азии, огромный собранный научный материал, значение которого ещё предстоит осознать.Во время экспедиции были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай - Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927-1928 гг.).



По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы».
Осенью 1927 года под давлением английской разведки экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах при минусовой температуре на плато Чантанг. Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию. Завершилась Центрально-Азиатская экспедиция в Дарджилинге, где развернулась научная работа по обработке её результатов.

Зал Кулу переносит посетителей в священную гималайскую долину, куда семья Рерихов приезжает в конце 1928 года.Здесь Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника.


Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Он же руководил этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой археологических памятников.
Важным принципом  деятельности Института было сочетание древних знаний с современными научными открытиями. В институте проводились исследования психической энергии человека, энергии мысли.
С ним сотрудничали такие ведущие ученые, как А.Эйнштейн, Р.Милликен, Н.И.Вавилов и другие. В экспозиции представлены книни, написанные Рерихами, фотографии, личные вещи и предметы искусства. Жизнь семьи в Кулу была чрезвычайно насыщенной. Участие в работе Института, многогранная творческая деятельность, встречи с известными людьми. В 1942 году сюда приезжал Джавахарлал Неру, который обсуждал с Н.К.Рерихом вопросы российско-индийского сотрудничества.
В зале можно видеть портрет Н.К.Рериха кисти его младшего сына Святослава Николаевича. Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Он пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа. "Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой находил новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!» - писал Николай Константинович.

Зал Юрия Николаевича Рериха. В зале представлены личные вещи, научные работы, картины отца и брата.


Юрий Николаевич родился 16   во время одной из археологических экспедиций его родителей. Начальное образование он получил в Петербурге.  С детства проявился интерес к истории, Востоку, иностранным языкам и к военному делу.
В 15 лет он уже знал 8 иностранных языков, а, став взрослым, изучил около 30 - западных и восточных (в том числе умершие языки). Далее Юрий Николаевич продолжал образование в Европе и Америке. Он учился в трёх университетах: в Лондоне, в Гарварде и в Париже. В Париже он учился одновременно на экономическом и юридическом отделениях, а также окончил высшую школу «Сенсир», получив специальное военное образование.

В 21 год Юрий Николаевич заканчивает Парижский Университет со степенью магистра индийской филологии и отправляется в свою первую экспедицию, организованную его отцом, академиком Н.К. Рерихом. Это была Великая Центрально-Азиатская экспедиция, длившаяся пять лет.Около 35 лет прожил Юрий Николаевич в Индии. Но все эти годы, как и вся его семья, продолжал оставаться патриотом своей отчизны.  В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, он со своим младшим братом сразу же подал прошение  о зачислении их добровольцами в ряды Красной Армии. Но  им было отказано.
В 1956 году Советская правительственная делегация посетила Индию. Главе делегации, Н.С.Хрущеву было подано прошение о возвращении Ю.Н.Рериха на родину. Такое разрешение Хрущёв дал, и через год в августе 1957 года Юрий Николаевич вернулся на Родину. Юрий Николаевич приехал не с пустыми руками. Он привёз около 400 картин своего отца, которые были переданы в дар нашему народу с условием, что они будут вывешены в картинных галереях. Условие это до конца не выполнено до сих пор.  А, кроме того, Юрий Николаевич привёз огромную библиотеку тибетских книг (около 5000), все свои научные труды (большая часть их до сих пор не переведена на русский язык).В 1960 году в мае месяце открылась первая выставка работ Святослава Николаевича в нашей стране, в организации которой участвовал Юрий Николаевич. Святослав Николаевич приехал в Москву, и это было последнее общение между двумя братьями. Они общались недолго - около 20 дней. 21 мая 1960 года Ю.Н.Рерих умер.

Зал Святослава Николаевича Рериха. Представлены в основном живописные работы художника.


Святослав Николаевич Рерих родился  в Петербурге, с которым были связаны первые двенадцать лет его жизни. Уже в раннем детстве мальчик проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, готовил декорации к домашним постановкам и даже помогал отцу в работах над театральными эскизами.

С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру, а через год продолжает архитектурное образование в США, сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В 1923 году Святослав Николаевич Рерих впервые посещает Индию. Здесь он знакомится с наиболее знаменитыми архитектурными шедеврами индийской культуры, с древним и современным искусством этой страны. В 1924 году С.Н. Рерих возвращается в США и принимает участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Н.К. Рериха. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром».
Это открывало возможности для их плодотворной научной и исследовательской деятельности. Одновременно С.Н. Рерих продолжает совершенствоваться в живописи, много работает. В 1925 году ему присуждают высшую награду на выставке в Филадельфии, где экспонировалось около ста его произведений. Последующие достижения молодого художника становятся уверенными шагами на пути к мастерству и совершенству. Свой путь художника С.Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал.
Святослав Николаевич отмечал: «Мы должны всегда помнить, что удавшийся портрет - это больше, чем простое сходство». Вышедшие из-под его кисти полотна - изящны, лаконичны, в них удивительно точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Именно поэтому запечатленные на них облики людей выглядят такими живыми и притягательными. Только портретов своего отца он написал около 30, один из них был приобретен Люксембургским музеем в Париже. Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца.  В то же время,  Святослав Николаевич пошел своим собственным путем. В его работах нет ни тени подражания. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения.С 1931 года, постоянно проживая в Индии, Святослав Николаевич принимает активное участие в ее общественной и культурной жизни. Он очень любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Николаевич Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 г. - Международный Центр Рерихов). В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, он передал бесценное наследие свой семьи - картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи.


Все это составило основу постоянной экспозиции негосударственного Музея имени Н.К. Рериха, деятельность которого строится на принципах, заложенных Святославом Николаевичем. С.Н. Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года.
   Музей работает с 11-00 до 19-00, выходной понедельник. Адрес Малый Знаменский пер., д.3/5 (за ГМИИ им.А.С.Пушкина). От метро "Кропоткинская" недалеко. Парковаться нереально, если только вдоль Гоголевского бульвара.

Москва, живопись, история России, Индия, музеи, Рерих

Previous post Next post
Up