Похороны Баумана

Mar 03, 2015 19:05

Бывает, что исторические события вызывают множество ассоциаций...



18 октября (ст.ст.) 1905 года на демонстрации, организованной Московским комитетом большевиков в знак протеста против "Манифеста 17 октября", был убит большевик Николай Бауман.

Во время демонстрации противников царского манифеста об усовершенствовании государственного порядка бывший ветеринарный врач Н. Э. Бауман выхватил у одного из демонстрантов красный флаг, вскочил в пролетку и поехал, размахивая флагом и крича «Долой бога! Долой царя! Теперь я ваш царь и бог!» Его поведение возмутило случайного прохожего, рабочего Н. Ф. Михалина, происходившего из тамбовских крестьян. Он подобрал "железную палку" (обрезок газовой трубы) и попытался ударить Баумана, но революционер бросился бежать. Михалин догнал его и несколько раз ударил по голове. От этих ранений Бауман в тот же день умер. А Михалин добровольно явился в полицию и признался в содеянном,
Соратники погибшего  сразу стали распускать слухи, что убийство - дело рук жандармов, или черносотенцев, или нанятых теми или другими уголовников...
Большевики сделали все, чтобы превратить похороны Баумана в грандиозное пропагандистское мероприятие, и привлекли к ним все оппозиционные партии и как можно больше противников режима. В обществе нагнеталась политическая истерия, и  революционеры мечтали перевести эти настроения в вооруженное восстание. Советская военная энциклопедия писала:
"Похороны Баумана превратились в мощную политическую демонстрацию, фактически ставшую смотром боевых сил московского пролетариата и сыгравшую большую роль в подъёме революционной борьбы в Москве и перерастании её в вооруженное восстание. В некрологе, помещенном в газ. «Пролетарий», В. И. Ленин писал: «Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма!» (Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 12, с. 37).


Похороны "героя революции", проходившие 20 октября 1905 года в Москве, совершенно открыто были использованы большевиками для создания боевых дружин и подготовки восстания. А кем, собственно, был великий герой?


Николай Эрнестович Бауман (партийная кличка - Грач) родился в 1873 году в Казани, в семье балтийского немца, владельца обойной и столярной мастерской. В седьмом классе был исключен из гимназии за плохое поведение. Тем не менее, сдав экзамены, поступил в Казанский ветеринарный институт, где увлекся нелегальной марксистской литературой и работой в подпольных рабочих кружках. Получив в 1895 г. диплом ветеринара, Бауман приехал в Саратовскую губернию, но не лечить животных, а призывать крестьян к борьбе с правительством. Не встретив отклика, он в 1896 г. уехал в Петербург и полностью посвятил себя революционной деятельности.



Как один из активистов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», в 1897 г. Бауман попал в Петропавловскую крепость, а в 1899 г. был сослан в Вятскую губернию, но вскоре бежал за границу.

В 1900 г. Бауман стал одним из ближайших помощников Ленина в создании газеты «Искра»,. В декабре 1901 г. он был направлен в Москву, стал членом Московского комитета РСДРП. В начале 1902 г. для установления связей с «искровцами» выехал в Киев, затем в Воронеж. Снова был арестован, летом 1902 бежал из киевской тюрьмы за границу. В декабре 1903 г. вернулся в Россию; руководил Московской партийной организацией большевиков, устроил у себя на квартире нелегальную типографию.

В это время Московская организация РСДРП была небольшой по численности. Большевики сталкивались со значительными трудностями. Рабочие отдавали предпочтение не их кружкам, а «зубатовским» легальным профсоюзам. Профсоюзы создавали кассы взаимопомощи и потребительские общества, вели борьбу за повышение заработной платы и сокращение рабочего дня и активно участвовали во всех отношения рабочих с работодателями. 19 февраля 1902 г., в день годовщины отмены крепостного права, около 50 тысяч московских рабочих провели демонстрацию с возложением венка к памятнику Александру II. Хозяева их предприятий отказались оплатить им время участия в демонстрации. Но Зубатов, занимавший пост начальника Особого отдела Департамента полиции, взял рабочих под защиту и пригрозил крупнейшему промышленнику Москвы, Ю.П. Гужону высылкой из страны. Эта история создала легальным профсоюзам такой авторитет, на фоне которого пропаганда большевиков была обречена на провал.


Николай Бауман

А Бауман сосредоточился на добывании деньги на издание нелегальной «Искры» и легальных большевицких газет «Новая жизнь» и «Борьба». Основным источником этих средств был знаменитый фабрикант и меценат Савва Морозов (в 1901-1903 гг. он давал на «Искру» по 2000 рублей в месяц). Бауману удавалось уговорить Морозова самому провозить в Россию типографские шрифты, прятать у себя разыскиваемых полицией большевиков и хранить запрещенную литературу на фабрике. Морозов давал деньги и на организацию побегов из ссылки и на подпольные типографии в провинции. В декабре 1903 г., скрываясь от жандармов, Бауман сам целую неделю ночевал у него в особняке. Причиной таких симпатий миллионера к большевикам была его неразделенная любовь к мхатовской актрисе Марии Федоровне Андреевой - деятельному члену РСДРП, известной в партии под кличками «Белая ворона» и «Феномен». Станиславский писал Андреевой: «Отношения Саввы Тимофеевича к Вам - исключительные. Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву». Чувство Морозова не охладил даже начавшийся роман Андреевой с Горьким.

Режиссером этой драмы был Бауман. Сам "красавец-мужчина", кстати, неразборчивый в своих связях (из-за чего не раз возникали скандалы, хотя официально он был женат на члене РСДРП Медведевой), Бауман легко нашел общий язык со светской красавицей Андреевой. Она согласилась участвовать в операции по использованию в партийных интересах «главного денежного мешка России» («Товарищество Никольской мануфактуры Савва Морозов, сын и Ко» входило в тройку самых прибыльных производств страны). Бауман же, участвуя в этой операции, получил индульгенцию на случай любых неудач. Ему простили полный провал партийной работы в Москве. Ради него Ленин пошел на первый серьезный конфликт с Мартовым, который в конце 1902 г. поднял в РСДРП дискуссию о партийной этике. Мартов сообщил о «недостойном поведении агента "Искры" Николая Баумана» (в это время покончила с собой соблазненная и покинутая Бауманом жена одного из партийных активистов). Мартов требовал отстранить Баумана от дел, аргументируя тем, что человек, неразборчивый в личной жизни, ненадежен и в партийной работе. Но Ленин отстаивал Баумана, объясняя это его «полезностью для дела». Работа Баумана с Морозовым уже стала для Ульяновых семейным делом (миллионер передавал деньги на квартире Андреевой лично Дмитрию Ульянову).



Бюст Н.Э. Баумана в Московском метро, станция Бауманская

Бауман был неприкосновенен, но только до тех пор, пока соглашался на роль посредника в передаче средств. В 1903 г., когда в РСДРП начались разговоры о том, что часть партийной кассы Ульяновы используют на личные нужды, Бауман пожелал участвовать в контроле за расходованием денег. Это было его единственным разногласием с Лениным. В 1903 г., как делегат II съезда РСДРП от московской организации, Бауман по всем спорным вопросам поддержал Ильича. Он рассчитывал получить возможность остаться в эмиграции. Ленин же снова послал его в Москву, отстранив от единоличного руководства "операции" с Морозовым (зимой 1903 г. в окружение миллионера был введен член ЦК Красин).

В июне 1904 г. Бауман был арестован и заключён в Таганскую тюрьму, но в октябре 1905 г. освобожден. 18 октября на заседании Московского комитета партии он предложил силой освободить остальных заключенных. К Таганской тюрьме направилась революционная толпа, к которой Бауман решил прилечь замеченную им группу рабочих. К ним и направился он напролетке с красным флагом. Один из рабочих, Михайлин, ударил Баумана обрезком газовой трубы, нанеся смертельную травму. По версии большевиков, Бауман был убит «царской охранкой», а по слухам - заказчиком убийства был Ленин. Ранее, 13 мая 1905 г., в Каннах был найден застреленным (как пытались представить дело - застрелившимся) и Савва Морозов.


Памятник Н.Э. Бауману на Елоховской площади (из Википедии)

Похороны Баумана вылились в политическую демонстрацию, ставшую прологом к московскому декабрьскому восстанию. Андрей Белый написал стихотворение «Похороны», Ленин написал некролог Баумана и партийная пропаганда быстро сделала из него героя и мученика...
Что касается убийцы - его поначалу помиловали... В 1905 году закон торжествовал не всегда.

22 октября 1905 года газеты сообщили: «Толпа манифестантов осадила окружной суд и потребовала у прокурора Судебной палаты немедленного освобождения убийцы Баумана. Прокурор согласился и отдал распоряжение о немедленном освобождении арестованного. Манифестанты отправились в тюрьму и торжественно вывели оттуда убийцу, устроив ему овацию». Однако суд над Михальчуком всё же состоялся в 1906 году. Он был осуждён, по словам Щегловитова, «за убийство в состоянии раздражения» и получил срок 1,5 года..

Опасаясь мести революционеров, полиция сменила Михалину фамилию на Михальчук, он переехал в другой город. Однако при новой власти, в 1922 году он был опознан, арестован и расстрелян ГПУ.


Памятник Н.Э. Бауману у МВТУ им. Баумана

Использованы материалы из кн.: Черная книга имен, которым не место на карте России / Сост. С.В. Волков. М., 2004.

революция, большевики, революционеры, 1905, Ленин

Previous post Next post
Up