Голоногие классики

Feb 05, 2015 21:16

Недавно у меня был пост с картинами русского художника Наркиза Бунина: http://eho-2013.livejournal.com/545981.html. Сейчас он относится к числу почти забытых мастеров. А в начале 20 века был очень известен, причем, особую известность, как часто бывает, принес Наркизу Николаевичу громкий скандал...



Наркиз Бунин (1856 - 1912) родился в семье воронежских дворян, учился в специализированной военной гимназии, потом в Горном институте. В 21 год пошел вольноопределяющимся в армию, как многие юноши, рвавшиеся на Русско-турецкую войну, защищать "братьев-славян"... Война определила его путь, связанный с армией. Н.Н. Бунин дослужился от рядового до полковника. Но талант живописца не позволил ему сосредоточится только на военной службе. В качестве вольнослушателя Бунин прошел курс Академии художеств, вошел в состав различных художественных обществ и объединений и стал принимать участие в лучших выставках. Он считался баталистом, но оставил немало и жанровых картин.
Одна из таких работ была представлена на выставке Санкт-Петербургского Общества художников в 1903 году. Называлось полотно "Рыбная ловля" и представляло компанию рыбаков с сетью, некоторые из которых сняли брюки, чтобы залезть в водоем, и остались в одних рубахах... Причем, среди голоногих были опознаны Лев Толстой и Репин. Публика была шокирована!
Один из посетителей, киевский мещанин Семен Любошиц выхватил карандаш и размашисто написал на картине: "Мерзость!", после чего сдался в руки полиции и отсидел 6 дней за свою выходку.



К сожалению, удалось найти только черно-белое фото картины. Нынешнее ее местонахождение неизвестно...

Разразившийся скандал вылился на страницы прессы:

Года два назад И.Е.Репин выставил у передвижников портрет Л.Н.Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.
Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину: "Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.
Если действительно Толстой обратился с такими словами к Репину, то несомненно, что он не совсем был доволен изображением себя на картине без сапог. Но в таком случае, что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины.
Короче говоря, нашелся художник, который лишил на своей картине Толстого того, что Репин все-таки не решился снять с великого писателя.
Подобного рода картину публике предстоит созерцать на имеющей в воскресенье открыться выставке Спб. художников.
Автор картины, Н.И.Бунин, изобразил яснополянского отшельника стоящим на берегу реки, одетого в одну рубашку, причем ноги Толстого обнажены художником выше колен.
Неправда ли, как это оригинально?
Но это еще не все...
Художник, очевидно, нашел, что в подобном виде Толстому как-то неловко одному позировать и, для компании, рядом с ним изобразил, буквально в таком же виде, И.Е.Репина!
Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого?
Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны...
"Петербургская газета"
06 марта (21 февраля) 1903 года

Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.
На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина.
Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет.
«Новости дня»
14 (01) марта 1903 года

Я не сочувствую, ни этой манере писать портреты, ни манере московского журналиста писать на картине "мерзость". Обратить на себя внимание прекрасной картиной или прекрасной статьей - трудно. Но нарисовать известного человека без штанов или написать на картине - "мерзость" - очень легко. Это называется смелостью, скандалом, наглостью. Но тут нет ни мужества, ни таланта, ни других сколько-нибудь почтенных качеств. ...
А.Суворин

«Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул: "Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!"
Послали за полицией. ... Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек».
«Биржевые ведомости» 16 (03) марта 1903 года

"История " на выставке петербургских художников
...В тот же день "Рыбная ловля" с московской надписью мерзость на ней была снята...
Помимо рекламы художнику Бунину и журналисту Любошицу - в выставочную кассу потекли деньги. В первые дни выставки посетителей насчитывалось ежедневно около сорока; когда заговорили о "Рыбной ловле" посетители начали считаться сотнями; 2-го марта их было более 1000. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400. Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг. Бунина и Любошица, - будет повешен у входа аншлаг о снятии "Рыбной ловли".
Биржевыя ведомости»
17 (04) марта 1903 года

Письмо в редакцию
Много разговоров в городе о картине г. Бунина, изображающей рыбную ловлю и на ней великого писателя. ...
Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги люде, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, странная публика. ... Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную. А став на эту точку зрения, вспомнив, что это же в традициях живописи - символически изображать великих людей в не совсем скромных одеяниях: самого Наполеона Канова изобразил вовсе без одежды ...
Федор Сологуб
«Биржевая газета - Новости»
18 (05) марта 1903 года

В Ясной Поляне
...Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые "злобы дня", которыми дышит город. Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.
- Видали вы картину Бунина? - спросил я.
- Видал на снимке.
- Ну, что скажете?
- Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...
«Новое время»
07 мая (24 апреля) 1903 года



Позже, резюмируя итоги шумихи вокруг «Рыбной ловли», столичное издание «Гражданин» констатировало: «Это была неделя оголенного Толстого».
А в обществе разразилась дискуссия на темы: «Хорошо ли показывать знаменитости без порток», «Можно ли писать на мерзкой картине "мерзость"» и «Ловит ли вегетарианец Толстой рыбу».

выставки, живопись, история России, Репин, начало ХХ века, Лев Толстой

Previous post Next post
Up