Вчера в топе я наткнулась на пост очень интересного и уважаемого мной блогера. Она утверждала, что развлекательное кино Третьего Рейха - это эталон пошлости, запредельной низкопробности и нечто гадко-сладкое, "слащавость палачей"... Конечно, эстетика Третьего Рейха - это определенный феномен, требующий очень серьезной оценки. И конечно, немцев времен гитлеровской Германии, с восторгом принимавших нацизм, русские люди всегда будут воспринимать как врагов. Но в искусстве как всегда "все не так однозначно".
Возьмем, к примеру, одну из ярчайших звезд Третьего Рейха - Марику Рёкк. Она известна у нас прежде всего как актриса из фильма "Девушка моей мечты" ("Женщина моих грез"), который безумно надоел штандартенфюреру Штирлицу...
«Штирлиц пришел в кинотеатр на встречу со связником. Давали «Девушку моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли. Происходившее на экране не трогало его и даже где-то раздражало: Штирлиц смотрел этот фильм в двадцать седьмой раз. Связник не появился и теперь...»
«17 мгновений весны».
Click to view
"Девушка моей мечты". 1944
Чтобы сразу расставить точки, надо уточнить два момента. Во-первых, Марика Рёкк не была этнической немкой. Она была венгеркой и нацистские идеи не были ей близки. Во-вторых, актриса сотрудничала с советской разведкой, о чем, впрочем, долго старались не говорить... Эх, Штирлиц, Штирлиц! Максим Максимыч! Своя своих не познаху...
Серго Гегечкори в своей книге «Мой отец - Лаврентий Берия» писал: «Работала на Советский Союз и другая известная актриса, венгерка по национальности, Марика Рокк (орфография автора). Если Ольга Чехова была человеком, близким к семье Гитлера, то Марика Рокк была своим человеком в доме Геббельса, рейхсминистра пропаганды. Магда Геббельс была в быту довольно суровой женщиной, но знаменитой актрисе симпатизировала. С такой же симпатией относился к подруге жены и сам Геббельс. Впрочем, Марика не была особым исключением, - рейхсминистр вообще увлекался женщинами. Гитлер долгое время не принимал его, скажем, из-за любовной интрижки с одной чешской кинозвездой. Но как бы так ни было, Марика Рокк имела доступ, без преувеличения, к ценнейшей разведывательной информации, которая и шла по линии советской стратегической разведки в Москву».
После выхода книги Гегечкори «Мой отец - Лаврентий Берия» были раскрыты документы, утверждавшие что отношения к НКВД Марика Рёкк не имела, а принадлежала к разведывательной группе Яна Черняка, который завербовал актрису еще в 1937 году. Именно советскому разведчику Черняку удалось создать в Третьем Рейхе агентурную сеть "Крона" и привлечь к работе многих известных и высокопоставленных людей.
Марика (Мария Каролина) родилась в 1913 году в Каире, где ее отец, венгерский архитетор и инженер-строитель был вместе с женой в деловой поездке. Вскоре семья вернулась в Будапешт, а когда девочке было 9 лет, переехала в Париж... Марика с детства хорошо пела и танцевала, а родители поощряли ее и развивали способности будущей актрисы. Она подростком выступала в концертных программах Мулен-Руж, потом в бродвейских мюзиклах в Нью-Йорке, куда перебрались родители, потом стала звездой эстрадных ревю Монте-Карло, Берлина, Лондона, Вены и других европейских городов. Это оказалось кстати - отец девушки к тому времени разорился, но гонорары Марики могли прокормить семью.
В 1930 году начинающая актриса впервые снялась в кино - в небольшой роли в английской музыкальной комедии. Потом было еще несколько ролей, и в 1934 году Марике Рёкк предложили двухгодичный контракт с немецкой киностудией УФА. А Марика как раз собиралась на гастроли с американским ревю... "Если ты хочень всю жизнь быть третьей слева в каком-нибудь ревю, то поезжай в турне. А если хочешь прославиться - твое будущее в кино", - сказал ей отец. Марика считала, что не любит кино, но под давлением отца заключила контракт с киностудией.
И с этого времени начался ее взлет к высотам славы, во всяком случае, в Третьем Рейхе...
"Гаспароне". 1937
Click to view
"Гаспароне"
Появление Рёкк в кино совпало по времени с воплощением концепции Геббельса, о том, что в кино люди должны полностью отвлекаться от проблем и бед, забывать о них, расслабляться и отдыхать. Наивные героини Рёкк пели и плясали в таких фильмах "для отдыха", полностью аполитичных, незатейливых, но забавных. Ни в одной пропагандистской картине она не снялась. Впрочем, немцы с их педантизмом очень четко разделяли фильмы идеологические и фильмы развлекательные. В "развлекаловке" было запрещено говорить о политике, украшать кадр портретами фюрера и даже использовать нацистский "Хайль!" как приветствие. Персонажи старомодно говорили другу другу: "Гутен таг!"
Единственной проблемой для Марики стало то, что она говорила по-немецки с акцентом... Режиссер Георг Якоби раздражался, кричал, что она коверкает слова, заставлял ее по двадцать раз произносить перед камерой каждую фразу, добиваясь верного звучания. Режиссер с его придирками превратился в кошмар для молодой актрисы, предпочитавшей бить чечетку, а не произносить монологи... Но как ни удивительно, именно он в 1940 году стал мужем Марики.
Click to view
"Хелло, Жанин!". 1939
После выхода фильма "Хэлло, Жанин!", который очень понравился фюреру, Марику пригласили к нему на прием. Поднимать руку в нацистском приветствии актриса не хотела и сделала перед Гитлером старомодный книксен. Он растерялся и неожиданно поцеловал ей руку. Позже актрисе припомнят внимание Гитлера и его комплименты на этом приеме...
В 1941 году Марика Рёкк удостоилась чести сниматься в первом полнометражном цветном фильме, произведенном в Германии - "Женщины все же лучшие дипломаты".
Click to view
"Женщины все же лучшие дипломаты". 1941
В этот короткий период, до начала Отечественной войны, фильмы с Марикой Рёкк увидел и наш зритель. Известных кинематографистов пригласили на закрытый просмотр, чтобы они ознакомились с творениями немецких кинематографистов и порекомендовали несколько лучших лент для покупки и проката в СССР. Они с ужасом ожидали увидеть какие-нибудь плоды геббельсовской пропаганды, а им показали обычные мелодрамы и очень постановочные музыкальные ревю...
Однако вскоре началась война, и немецкие ленты, не успев завоевать советский экран, исчезли...
Однако взаимовлияние было неизбежным. В СССР перед войной стали появляться такие фильмы как "Цирк". В нем зритель видел уже не истории любви такториста и бригадира овощеводов с колхозными маршами под гармошку, а жизнь артистов (советско-светское общество) и музыкальные номера, похожие на сцены из немецких ревю и в меньшей степени - голливудских мюзиклов. Но и в Третьем Рейхе специалисты просматривали советские фильмы. Этот музыкальный номер Рёкк создан с заметным влиянием фильма "Цирк" Александрова, и даже звучат какие-то ноты из песенки Любови Орловой - ее героиня пела для своего чернокожего сына мелодию, преобразованную в 1942 году в лирический мотив для танца Марики Рёкк...
Click to view
Продолжение следует.