Женщина в красном
Биография Абрама Архипова типична для многих русских художников конца 19 - начала 20 века. Крестьянский мальчик из глухого села сумел подняться к вершинам художественного Олимпа России. Но отдельные факты его биографии известны не так хорошо - Архипов был человеком одиноким, ни жены, ни детей не имел, и некому было сохранять его письма и фотографии, освещать его жизнь в мемуарах и дневниках, тщательно собирать архив художника. Жизнь мастера известна только в самых общих чертах.
Родился художник в глухом рязанском селе, всего через год после отмены крепостного права.
Илья Репин. Портрет А.Е. Архипова
Мальчик с детства любил рисовать, а родители вовсе не считали увлечение сына простым баловством и всячески поощряли его. Первые профессиональные уроки юный художник получил от заезжих иконописцев, один из которых оказался студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Родители подкопили денег и отправили сына в Москву учиться. А новый друг-студент помог крестьянскому юноше подготовиться и поступить в училище.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества в те годы был очень сильный и талантливый преподвательский состав. Юноша попал в класс Перова, а среди его педагогов были Сварасов, Прянишников, Маковский, Поленов...
Перов видел в своем ученике еще и собственного творческого преемника и ориентировал Архипова на жанровые сцены из крестьянской жизни. В ранних работах Архипова влияние Перова очень заметно - они написаны в мрачных, темных тонах и на подчеркнуто остросоциальные сюжеты.
Пьяница. 1883
Ученические работы Архипова нравились его мастерам. Считалось, что он выбрал верный творческий путь. Однако, сам студент был не очень доволен собственными опытами. Неожиданно он уезжает в Петербург и почти два учебных года, с осени 1884 до весны 1886 года посещает занятия в Императорской Академии художеств. Однако и в Академии Архипов не находит себя и возвращается в Москву, в родное училище.
Посещение больной. 1887
В 1887 году он представляет картину "Посещение больной", завершившую этап его ученичества. Полотно выполнено в стиле, любимом передвижниками - жизнь простого народа показана крайне мрачной, безрадостной и с множеством мелких "говорящих" деталей, усугубляющих ощущение безысходности. Неизвестно, насколько реалистичным было это полотно - художник изобразил собственную мать в образе больной крестьянки. Она в выцветшей одежде сидит на грубом топчане, покрытом соломой и рваными тряпками, в нищей избе... Между тем, семья художника жила по крестьянским меркам вполне достойно, даже зажиточно и имела возможность дать сыну хорошее столичное образование. Но именно таких сюжетов от него ждали, и за свое полотно Архипов получил серебряную медаль и звание классного художника, позволявшее начать профессиональную карьеру.
Еще какое-то время Архипов работает в том же стиле "критического реализма", близком передвижникам, считающим художника "своим". В 1890 году его принимают в члены Передвижного товарищества. В этом же году он выставляет на Передвижной выставке картину "По реке Оке", написанную годом раньше. Картина имеет большой успех.
По реке Оке. 1889
В 1890-х годах в настороении художника, а соответственно, и в его работах что-то начинает меняться. Он все больше пишет на природе, а не в мастерской, пуская на свои полотна воздух, солнце, яркие краски природы, совмещая жанровые сюжеты и пейзаж. Впрочем, и собственно пейзажей, дивной русской природы, лишенной всяческих социальных тем, становится в его творчестве все больше...
Просят дождя. 1890-е годы
В 1894 году Архипов начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и уже сам готовит молодых художников.
Радоница (Перед обедней)
В 1896 году художник отправляется в творческую поездку в Европу, без чего, как тогда считалось, настоящим мастером стать невозможно. Он посещает Германию, Францию и Италию, знакомится с новыми художественными веяниями. Казалось бы, Архипов уже вполне сложившийся мастер, но он впитывает все самое передовое и преломляет в своих работах... Его работы высоко оценивают, и в 1898 году Архипов становится действительным членом Академии художеств.
Поденщицы на чугунолитейном заводе
В конце 1890-х он пишет самую известную из своих картин в стиле "свинцовых мерзостей жизни" - "Прачки", причем, в двух вариантах. "Прачки" написаны реалистично, по личным впечатлениям - художник как-то забрел в прачечную близ Смоленского рынка и ужаснулся положению работавших там женщин.
Когда картина была уже завершена, художник обратил внимание на усталую, изработавшуюся старуху, присевшую в сторонке отдохнуть. И понял, что "Прачек" придется писать заново...
Но в 1900-х годах в творчестве Архипова произошел окончательный перелом - картины теперь выглядят радостными, праздничными, полными бьющей через край жизни и ярких красок. Кисть мастера становится размашистой и легкой, а в палитре любимыми оказываются все оттенки красного...
Девушка в малиновом
Весенний день
Художник теперь много бывает на Севере, а не только в Москве и родной рязанской деревне. Белое море, северная природа, деревянные церкви старинной архитектуры тоже надолго становятся его любимой темой...
Северное море
Церковь. 1902
Северная деревня
В гостях. 1915
После революции Архипов, в отличие от многих своих коллег, вполне находит себя, принимая новую власть.
Он становится членом АХРР, преподает во ВХУТЕМАСе. Его собственные работы в сущности остаются прежними, но это устраивает всех - сторонники нового искусства видят в буйстве архиповских красок революционный вызов прошлому, наследники традиций передвижников находят все те же портреты крестьянок в красных сарафанах, что были представлены на Передвижных выставках в году так в 1907, а советская власть довольна, что сюжеты Архипова взяты из жизни "рабочих и крестьян"...
Баба в розовом. 1919
Девушка с кувшином. 1927
Крестьянская пригородная девица. 1928
Скончался художник в 1930 году и таким образом "избежал" необходимости писать картины на темы коллективизации, что ему, мастеру крестьянской живописи, наверняка было бы поручено...