Выставка "МАГИЯ ТЕЛА. ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА XVIII-XX ВЕКОВ" на Крымском Валу

Sep 19, 2014 14:09



МАГИЯ ТЕЛА. ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА XVIII-XX ВЕКОВ
19 сентября - 14 декабря

Государственная Третьяковская галерея, здание на Крымском Валу

Крымский Вал, 10, зал 80-82
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

Впервые в Третьяковской галерее создается выставочный проект, целиком посвященный теме обнаженной натуры в отечественном изобразительном искусстве. Проект реализуется в два этапа. Первый из них - данная выставка, второй - выставка графики, которая откроется в октябре 2014 года. Магия тела и культура тела будут представлены как источник творческих переживаний и как объект познания пластических форм для художников разных эпох и направлений.



Б.М.Кустодиев Красавица. 1915

Культурологические различия между понятиями "голый", "нагой", "обнаженный", принятыми в современной филологии, проявляются и в сфере изобразительного искусства. Опасность жанра ню, привлекательного для многих художников, заключается в том, что при изображении обнаженной натуры мера вкуса и уровень мастерства проявляются особенно очевидно и остро, так как напрямую определяют умение передать не ситуацию "раздетости", а эстетический образ "наготы".

Произведения художников XVIII-XX веков, как всемирно известных, так и малознакомых, позволят увидеть, как их авторы решали эстетические и нравственно-этические проблемы, которые волновали современников.

В разные эпохи свойствами обнаженной натуры становились аллегоричность и иносказательность или конкретика, осязаемость и телесность, иными словами материальность, чувственность или идеализированная отстраненность. Этими качествами художники наделяют героев мифов и античных богов, конкретных персонажей и неизвестных натурщиков.

Структура экспозиции раскрывает основной жанровый диапазон, в котором нагота была отправной точкой творчества русских живописцев и скульпторов.






В.Г.Тихов. В бане. 1921

В разделе "В зеркале мифа" собраны произведения исторического и мифологического жанров искусства XVIII - первой половины XIX века. Именно в этих жанрах раскрывается разница отношений художников классицизма, романтизма и раннего академизма  к обнаженной натуре. Так, в работах мастеров классицизма (И.А.Акимов, Я.Ф.Капков) физическое совершенство человека воплощает идеи героизма, доблести, духовного идеала. Создавая образы мифологических персонажей, живописцы эпохи романтизма (Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов) отразили потребность зрителя в восхищении прекрасным. Для А.А.Иванова пластика человеческого тела стала формой выражения внутренних движений духа, что заставило его отказаться от профессиональных натурщиков и искать образы героев картины "Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837-1857) среди простых итальянцев разных возрастов и телосложений.

Работы конца XIX - начала XX века, представленные в разделе "Мастерская художника", позволяют проследить, как от упражнений в классах учебных заведений художники приходили к самостоятельной постановке задач. Например, при изображении обнаженной натуры для В.А.Серова и его ученика Н.П.Ульянова были важны "правда" и простота, а для Н.И.Фешина - декоративная прихотливость, служившая превращению позирующей модели в эффектный образ, соединяющий реальность с фантазией.

Сцены, в которые художники включали изображения обнаженной натуры, представлены в разделе "Ракурсы и сюжеты": от "сладостных" образцов "итальянского жанра" до брутальных полотен последователей "Бубнового валета", от строгой и сдержанной стилистики К.С.Петрова-Водкина, лишавшей натуру природной массивности, до ироничной игривости картин Т.А.Мавриной.




А.Д.Гончаров.
Обнаженная с кувшином. 1958

Особенности эстетики 1920-1930-х годов считываются в произведениях  И.Д.Шадра, В.И.Мухиной, А.А.Дейнеки. В них благодаря ясности и простоте форм раскрывается образ целомудренной красоты. Это плоть, наполненная витальными, созидающими силами.

Узнаваемая конкретность сочетается с аллегорической отвлеченностью в произведениях живописцев второй половины XX века: Д.Д.Жилинского, Е.Е.Моисеенко, Н.И.Андронова, Л.Н.Кирилловой. Один из центральных экспонатов выставки - картина А.А.Пластова "Весна" (1954), которая в свое время произвела сенсацию воплощением не гедонизма или эротизма, а извечной красоты женской телесности, вызывающей восхищение, любовь и преклонение.

Всего экспозиция включает более 70 произведений живописи и скульптуры, среди которых впервые после реставрации будут показаны "Обнаженная натурщица в шляпе" М.Ф.Ларионова (1910) и "Мастерская" В.Н.Яковлева (начало 1930-х).

Позволяя зрителю рассмотреть историю изображения обнаженной натуры русскими художниками на протяжении трех столетий и проследить основные закономерности развития этой темы, выставка одновременно предоставляет возможность для эстетического переживания и любования лучшими образцами отечественного искусства.

К выставке подготовлен лекционный курс "Русское искусство в поисках тела. История телесности в русском искусстве ХVII-ХХI веков".

По четвергам в рамках программы "Четверги допоздна" экспозицию можно будет посетить до 22.00 (вход и кассы - до 21.30).

Источник: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions4487/

выставки, Крымская набережная, Третьяковская галерея, живопись

Previous post Next post
Up