Каким могло стать московское метро в начале ХХ века

Feb 08, 2013 00:30

Первые станции московского метро появились в середине 1930-х годов. Но строительство метрополитена в Москве могло начаться значительно раньше, если бы этим планам не помешали Первая мировая война, революция и Гражданская война. Уже с конца девятнадцатого столетия Московская Дума вынашивала планы строительства метро в городе, а в 1900 году, когда первую ветку метро торжественно открывали в Париже, туда были командированы русские инженеры, чтобы перенимать опыт. Практически все отечественные авторы проектов московского "метрополитэна" полагали, что городу нужна кольцевая ветка метро с радиусами в центр (эта схема и была реализована годы спустя). Это кольцо привязывали к Окружной железной дороге, строительство которой в Москве активно шло вначале 1900-х годов. Центральный вокзал метро планировали возвести на Васильевском спуске, рядом с Кремлем.

Вот один из проектов метро-вокзала, вписанный в городской пейзаж, художник Н.Н. Каразин.



Из предложенных проектов метрополитена городская Дума выделила два: А.И. Антоновича с соавторами и более помпезный и дорогостоящий П.И. Балинского и Е.К. Кнорре. Антонович предлагал провести Кольцевую линию метро примерно по границам бывшего Камер-Коллежского вала, и построить четыре радиуса:
1.Тверской (от Кремля через Театральную площадь, Петровку и Страстной бульвар вдоль Тверской до Петровского парка, т.е. в район современной станции Динамо);
2. Покровский (от Кремля через Ильинку, Покровку, Земляной вал, мимо трех вокзалов в Сокольники и Черкизово);
3. Замоскворецкий (за Москву-реку, через Озерковскую набережную и Серпуховку к Даниловскому монастырю);
4. Арбатский (через Арбат, Смоленскую, Плющиху и Большую Царицынскую, ныне Пироговскую улицу к Новодевичьему монастырю).
Радиусы должны были объединяться в две линии: Тверскую-Замоскворецкую и Арбатско-Покровскую. Трудно не заметить, что впоследствии эти проекты были положены в основу плана строительства метро в Москве и даже названия линий практически сохранились (вот разве что Тверская была названа в честь писателя Горького, отчего линия метро именуется Горьковско-Замоскворецкой). А вот центральный метровокзал рядом с Кремлем так и не появился.
По проекту Антоновича он мог выглядеть так:


транспорт, начало ХХ века, история метро

Previous post Next post
Up