Три портрета одной женщины

Jun 03, 2014 21:12

Среди работ Зинаиды Серебряковой обращает на себя внимание портрет величественной седовласой дамы в черном вдовьем одеянии - Софьи Михайловны Лукомской. Он выполнен в Париже в 1947 году. Сейчас портрет находится в Калужском художественном музее, но большинству зрителей ни имя этой женщины, ни ее образ ни о чем не говорят. Какие-то ассоциации появляются только, когда становится известно, что девичья фамилия пожилой дамы Драгомирова... Да и то, довольно смутные ассоциации.


Между тем, это та самая Софья Драгомирова, дочь прославленного генерала царской армии, портрет которой написал когда-то Репин.


И.Е. Репин. Дочь генерала Драгомирова Софья

Репинский портрет Софьи, еще молодой, незамужней девицы, поражает мрачностью и какой-то глубоко спрятанной тоской. Дело в том, что в семье Драгомировых случилось несчастье - брат Софьи, сын генерала, был безумно влюблен в дочь другого генерала, сослуживца отца Шурочку Домонтович (будущую видную революционерку Александру Коллонтай). Шурочка уже в ранней юности вела себя как опытная стерва и довела несчастного юношу до того, что он застрелился. Тень этой трагедии лежит на лице Софьи Драгомировой и даже яркий украинский наряд не добавляет полотну праздничности.
С отцом Софьи Драгомировой Репин был дружен и не раз брался его писать.


И.Е. Репин. Портрет генерала Драгомирова

Это портрет официальный, строгий. В быту, до того как случилась трагедия с сыном, Михаил Иванович считался человеком веселым. В его жизни было немало событий, превращавшихся в анекдот. Вот что рассказывал граф Игнатьев в своей книге "Пятьдесят лет в строю":
"На ротный смотр как-то приехал сам командующий округом, тяжело раненный на русско-турецкой войне в ногу, престарелый генерал-адъютант Михаил Иванович Драгомиров. Про его чудачества ходили по России бесконечные слухи и анекдоты, среди которых самой характерной была история с телеграммой, посланной им Александру III: Драгомиров, запамятовав день 30 августа - именин царя, - спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров»,- на что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, все же ответил: «Пора и кончить. Александр»".

Репин поймал выражение внутренней жизнерадостности, плутовства и спрятанного смеха, написав с Драгомирова образ кошевого атамана Серко на своем знаменитом полотне "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".


Фрагмент полотна Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Сыновья Драгомирова тоже стали генералами (только младший Александр успел дослужиться лишь до полковника). Вышла замуж за офицера и дочь Софья.



Валентин Серов. Софья Михайловна Лукомская

Еще один портрет Софьи Михайловны написал Валентин Серов. Софья здесь - замужняя дама, спокойная, уверенная в себе. Но глаза и улыбка по-прежнему грустные...
 Ее супруг Александр Сергеевич Лукомский перед самой Первой мировой войной, в апреле 1914 года стал генерал-майором. Именно он проводил срочную мобилизацию в русскую армию в начале войны, спокойно, без суеты, по всей огромной стране, и за ее успех был повышен в чине и награжден. В императорском указе говорилось:
"В воздаяние особых заслуг исправляющего должность начальника Канцелярии Военного министерства генерал-лейтенанта Лукомского, оказанных им делу блистательного выполнения мобилизации нашей армии, всемилостивейше соизволил пожаловать ленту ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия к имеющемуся у него ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира  4-й степени".
Лукомский был из тех редких генералов, кто, занимая высокие посты на штабной работе, предпочел перейти в войска. В 1916 году он уже командует 32 пехотной дивизией, во главе которой участвует в Брусиловском прорыве. Однако, разработанный им совместно с Гурко план наступления 1917 года отвергается из-за разногласий с генералом Рузским...


Генерал-лейтенант А.С. Лукомский

Летом 1917 года он поддержал выступление генерала Корнилова, был вместе с ним арестован, оказался в тюрьме, но в ноябре бежал и сразу отправился на Дон формировать Добровольческую армию.
Его дальнейший путь укладывается в цитату из Википедии: "В декабре 1917 - феврале 1918 - начальник штаба Добровольческой армии, некоторое время состоял представителем Добровольческой армии при Донском атамане. В феврале 1918 был тайно направлен в Екатеринодар в качестве представителя добровольцев при Кубанском правительстве. Через несколько дней арестован большевиками, чудом спасся от гибели и выехал в Царицын, затем в Киев и Одессу, где устанавливал связь с офицерскими организациями. Ему удалось возвратиться в штаб Добровольческой армии лишь в июле 1918; он был назначен заместителем председателя Особого совещания при Верховном руководителе Добровольческой армии генерале Алексееве. С сентября 1918 - помощник главнокомандующего А.И. Деникина и начальник Военного и Морского управления. С октября 1918 состоял председателем Особого совещания при главнокомандующем Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), с 30 декабря 1919 - глава правительства при главнокомандующем ВСЮР. По своим политическим взглядам был умеренным монархистом. В феврале 1920 был уволен от службы приказом генерала Деникина (как сторонник назначения главнокомандующим генерала П.Н. Врангеля) и выехал за границу".

Скончался генерал Лукомский в эмиграции в январе 1939 года, не дожив до начала Второй мировой войны. Зинаида Серебрякова выполнила портрет его вдовы в 1947 году. Мы видим женщину, у которой все в прошлом и которая живет лишь воспоминаниями. А вот портрет ее дочери, Софьи Александровны Лукомской, написанный Серебряковой через год, в 1948, совсем другой. Софья-младшая похожа на мать, и в ее лице есть какие-то семейные черты, "пойманные" Репиным на портрете Софьи Михайловны. Но нет той тени на лице, нет глубокой тоски в глазах, а в углах рта прячется улыбка...



Зинаида Серебрякова. Портрет Софьи Александровны Лукомской

портреты, революция 1917, живопись, история России, Гражданская война, Репин, Серебрякова, армия, Серов

Previous post Next post
Up