Судьба московского особняка. Анархисты и большевики

May 16, 2013 22:03



Особняк, в котором Петр Кропоткин в 1842 году родился (дом принадлежал его матери), и в советское время, даже после смерти великого анархиста, оказался надолго связан с его памятью, став мемориальным музеем. А потом в Кропоткинском переулке (в честь Петра Кропоткина и получившем свое имя) развернулась настоящая драма.

Какими мы представляем анархистов революционного времени? Никчемными полупьяными отбросами общества, распевающими под черным знаменем песни про "цыпленка жареного"? Тупыми, жестокими и опять же полупьяными бойцами "вольной армии батьки Бурнаша", не способными удержать даже село в своих руках? Всеми горячо ненавидимыми и презираемыми махновцами? Надо признать откровенно - это искусственно созданные образы, как и образы романтичных, добрых и человечных комиссаров в "пыльных шлемах" с красной звездой, без страха и упрека в сердце. Или бессердечных офицеров-золотопогонников, с садистским удовольствием истязающих каждого встречного. Впрочем, и возвышенно-благородные белые офицеры, играющие на рояле Листа в часы досуга между боями и не умеющие противостоять "быдлу" в силу врожденной интеллигентности, тоже не всегда исторически достоверны. Война - дело кровавое и грязное. Для всех, кто бы в нее не ввязался и какими бы мотивами не руководствовался...



Вопреки расхожим утверждениям более поздней советской пропаганды, позиции анархистов и в 1917 году, и в последующие годы революции были весьма сильны. Анархисты наряду с большевиками принимали самое активное участие в октябрьских события,х и какое-то время они считались не просто союзниками, а ближайшими товарищами по оружию. Достаточно напомнить, что революционные отряды матросов, состоящие из членов экипажей двух крейсеров, "Авроры" и "Дианы", стоявших на рейде в Петрограде, являлись почти полностью анархистскими. И именно их руками во многом был совершен переворот, названный Великой Октябрьской социалистической революцией.



У анархистов были свои идейные лидеры, и отнюдь не отбросы общества.
В 1921 году в подмосковном Дмитрове скончался Петр Алексеевич Кропоткин - русский аристократ и офицер, революционер, теоретик анархизма и выдающийся исследователь Восточной Азии и Заполярья. Представитель родовитой княжеской фамилии, Рюрикович, Кропоткин в 1862 году окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Перед ним открывалась блестящая карьера - гвардия и придворная служба. Но князь, несмотря на возражения родных, отдал предпочтение военной службе в Восточной Сибири.



Князь Петр Алексеевич Кропоткин

В 1860-х годах он много путешествовал по Сибири и Манчжурии, где ему удалось сделать несколько крупных географических открытий. В частности, Кропоткиным были открыты Витимское и Патомское плоскогорья. Один из сибирских горных хребтов носит его имя. "Составители карт, - писал позже Кропоткин, - не подозревали тогда даже существования обширных плоскогорий, составляющих столь характерную черту Азии..."
Решив посвятить себя научной деятельности, Кропоткин в 1867 году выходит в отставку. Но получив больше свободы, он занялся не только наукой, но и политикой. В 1872 году князь примкнул к движению анархистов, вступив в Юрскую федерацию I Интернационала, возглавляемую Бакуниным. Вскоре федерация из-за политических расхождений была исключена из Интернационала и создала свой собственный анархический "антиавторитарный" интернационал.
Бывая в научно-исследовательских поездках в Финляндии, Швеции, Бельгии и Швейцарии, Бакунин активно занимался политической работой. Из всех революционных организаций анархисты в то время считались чуть ли не самой страшной силой (никаких большевиков еще не было и в помине), и князь Кропоткин понимал, что сильно рискует.
В 1874 году князь сделал сенсационный научный доклад о ледниковом периоде в Географическом обществе, прославился и... на следующий день оказался в Петропавловской крепости за свою подпольную деятельность. Однако имя тридцатиоднолетнего ученого было настолько громким, что сам император распорядился, чтобы Кропоткину в крепости создали условия для работы.



Петр Кропоткин в молодости

В крепости Кропоткин написал научный труд "Исследования о ледниковом периоде", изложив ледниковую теорию, имевшую особое значение для развития науки о Земле, а также обосновал существование и рассчитал координаты еще не открытых Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и всего барьера Кропоткина (цепочки островов от Шпицбергена до мыса Челюскина) в целом. Благодаря его открытию России удалось удержать приоритет на теоретически обозначенных им северных землях, хотя первыми туда ступили иностранные исследователи.
Как бы то ни было, а два года, проведенных в крепости, подорвали здоровье князя. Его с признаками цинги перевели в Николаевский военный госпиталь, откуда Кропоткин совершил побег и летом 1876 года через Финляндию покинул Российскую империю, перебравшись в Англию.
Кропоткин рассчитывал через какое-то время, когда о нем подзабудут, вернуться в Россию с чужими документами, но его пребывание в Европе затянулось более, чем на сорок лет. Он жил в Англии, в Швейцарии, во Франции, разрабатывал теорию анархизма, выпускал газету "Le Revolte" ("Бунтарь") на французском, создал крупные анархистские организации среди швейцарских часовщиков (из которых потом выдвинулись заметные политические лидеры), успел недолго посидеть во французской тюрьме... В Россию он вернулся только в 1917 году, когда после Февральской революции в страну потянулись политические эмигранты.



Шарж на Петра Кропоткина

30 мая 1917 года Кропоткин прибыл на Финляндский вокзал. Ему была устроена пышная встреча (не хуже, чем прибывшему незадолго до того Ленину и даже пышнее, только без броневика); возглавлял депутацию встречающих лично А.Ф. Керенский. Печать очень широко освещала все события, связанные с именем Кропоткина, ему поступали сотни поздравлений в связи с возвращением, и от частных лиц, и от революционных союзов, и от государственных организаций. Он был буквально нарасхват - его постоянно приглашали выступать на разных митингах и собраниях, и даже в благотворительных концертах, принимали в почетные члены комитетов и объединений, устраивали ему встречи то с увечными воинами, то со студентами, то с рабочими...



Петр Кропоткин с одним из лидеров кадетов Павлом Милюковым

Авторитет Кропоткина был настолько высок, что множество очень серьезных организаций, деливших власть в стране, мечтали увидеть его своим членом. Ему предлагали пост любого министра на выбор во Временном правительстве, но Кропоткин отказался и заявил, что  считает "ремесло чистильщика сапог более честным и полезным". Российскими анархистами он был несколько разочарован и нашел их "грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности". Но в целом он поддержал и революционное движение, и анархистов, успевших расколоться на несколько разных идейных групп.
Большевики тоже пытались привлечь Кропоткина на свою сторону, но после Июльских событий двоевластию пришел конец, начались аресты большевиков, а Ленину, обвиненному в подготовке мятежа и шпионаже в пользу Германии, пришлось скрыться.
Кропоткин пытался предотвратить кровопролитие, хотя ему лично предлагали стать вождем анархической социальной революции, чтобы избавить трудящихся "от уличного большевизма". Но он выступал за мирное, эволюционное развитие страны и призывал русский народ к "классовому миру" во имя идеалов революции и общего блага.
Во время октябрьских боев в Москве Большая Никитская, на которой поселился Кропоткин, оказалась в эпицентре восстания.



Дом на Большой Никитской, разрушенный в ходе боев

"Дедушка русской революции" пришел в отчаяние. Он метался у окна, рискуя пострадать от случайной пули или осколка снаряда, и повторял жене: "Соня! Это они хоронят революцию!"
Придя к власти, большевики сразу же пожелали приблизить знаменитого революционера. Ему предложили квартиру в Кремле, кремлевский паек, при желании - почетные посты. Но Кропоткин отказался. Луначарский даже написал его жене Софье Григорьевне письмо с просьбой воздействовать на великого анархиста, чтобы тот не отвергал предложений новой власти. Но бывший князь твердо стоял на своем.

Продолжение следует.

революция 1917, Кропоткин, анархизм, история России, история Москвы

Previous post Next post
Up