Генрих Семирадский (Henryk Hektor Siemiradzki) считался баловнем фортуны. Едва завершив обучение в Петербургской Академии художеств, Семирадский в 1871 году отправился совершенствовать мастерство в Мюнхен. Там он быстро и вдохновенно написал полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма», которое было представлено на Академической выставке 1872 года и сразу сделало художнику громкое имя. Картину приобрел наследник-цесаревич Александр (будущий император Александр III), занимавшийся формированием личной коллекции русской живописи, на основе которой он мечтал открыть музей. Впоследствии это собрание действительно легло в основу фондов Музея Александра III (после 1917 года - Русского музея) в Санкт-Петербурге. Правда, открытие выдающегося живописного собрания состоялось уже после смерти Александра III; дело довел до завершения его сын, Николай II.
Римская оргия блестящих времен цезаризма
«Выставка в Академии художеств порядочная и между большой дрянью есть очень порядочные картины. Я купил там картину Семирадского, которая представляет римский вечер или, лучше, оргию времен Цесарей. Картина очень хороша и освещение очень хорошо, хотя сюжет немного игривого содержания» (Из письма цесаревича Александра художнику А.П. Боголюбову, апрель 1872 года).
По примеру богов
Песня рабыни
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу
В 1875 году Семирадский, уже известный художник, пользующийся высоким покровительством (а в будущем - один из столпов академизма), получил задание написать для Храма Христа Спасителя четыре картины на тему жития Св. Александра Невского. Позже Семирадский обратился и к евангельским сюжетам.
Эскизы Генриха Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», «Александр Невский в Орде», «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим», «Крещение Господне», «Тайная вечеря» и другие, дающие представление об этих утраченных работах, можно увидеть в Русском музее.
Крещение Господне, эскиз росписи
Тайная вечеря, эскиз росписи
«Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, Семирадскому надо было написать громадное полотно "Тайную вечерю". Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей» (художник Б.Б. Вениг).
Живопись Семирадского, блестящая по технике исполнения, мало отвечала задачам храмовых росписей, создающих у прихожан молитвенное настроение. Работая над образом Александра Невского, художник писал не иконы, а исторические композиции. Князь Александр у Семирадского - волевой воин и правитель, облик которого далек от святости. Современники были разочарованы…
Св. Александр Невский и папские легаты
Особые нарекания вызвала картина «Св. Александр Невский принимает папских легатов». Осенью 1877 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появился такой отзыв: «Фигура князя необыкновенно толста и антипатична; руки с короткими пальцами, жирные. Своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы: «нраву моему не препятствуй»... Окружающие князя… столь же уродливы и карикатурны в отношении рисунка. Лица не имеют решительно никакого выражения; каждая фигура представляется смотрящей куда ей угодно... Ни одного типа, изображенного сколько-нибудь приличным для картины религиозного содержания и предназначенного для храма, стало быть, для поклонения верующих и молящихся. Зато, взамен, в глаза бросаются целые массы золота, серебра, бархату, драгоценных каменьев и прочей мишуры... Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон»… Святой благоверный князь и вправду демонстрирует скорее физическую силу и материальный достаток, нежели высоту православного духа. Но религиозная тема была Семирадскому близка и возвращался он к ней неоднократно.
Христос и грешница
Христос у Марфы и Марии
Хотя критики в России принимали творчество Семирадского прохладно, слава его была громкой. Академик и профессор Петербургской академии художеств, а также Академий живописи Рима, Турина, Берлина, Стокгольма и Французской академии изящных искусств, Семирадский предпочитал жить в Риме, где у него была вилла с удобной мастерской и где он вдохновенно работал над картинами на античные и библейские сюжеты.
Вилла Семирадского в Риме
Мастерская художника в Риме
Картина "Фрина на празднике Посейдона", написанная Семирадским для Всемирной выставки в Париже, пользовалась там фантастическим успехом. Александр III сразу же приобрел ее, вызвав раздражение критиков. Мясоедов писал об этом Стасову, обзывая Семирадского чертополохом. Третьяков принципиально не желал покупать картины Семирадского для своей галереи, не считая их подлинно русской живописью (позже работы этого художника все же попали в собрание).
Светочи христианства
Экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и одна из самых знаменитых картин Семирадского "Светочи христианства", над которой художник работал более трех лет. Ее сюжет - сожжение Нероном христиан, обвиненных в поджоге Риме. Творческое решение этой темы произвело сильное впечатление на зрителей. Король Италии наградил мастера орденом "Золотой короны", а французское правительство - орденом Почетного легиона. Свое восхищение выразил и знаменитый Альма-Тадема, писавший в близкой Семирадскому манере. Сейчас картина "Светочи христианства" находится в Краковском музее.
Христианская Дирцея в цирке Нерона (одна из поздних работ художника, не снискавшая успеха, хотя тоже была написана на сюжет о первых мучениках-христианах, в настоящее время находится в Варшавском национальном музее)
Пик популярности художника пришелся на 1880-1890-е годы, потом пришла эпоха модерна, и его стали забывать. Академический стиль вышел из моды, картины художника показались зрителям слишком помпезными, и их почти перестали покупать. Смерть художника в 1902 году избавила его от разочарований и больших обид, он ушел вместе со своим временем. Но для поляков Семирадский всегда оставался великим национальным художником. Его торжественно похоронили в Варшаве рядом с могилами отца и матери, а в 1903 году прах Генриха Семирадского был перенесен в Крипту заслуженных в Кракове, где он и поныне покоится в мраморном саркофаге.
Похороны Генриха Семирадского
В 21 веке снова произошла переоценка - Семирадского все чаще стали вспоминать, выставлять его работы, выпускать посвященные его творчеству издания - и в России, где он учился и всегда считался русским художником, и на его родине Украине (он родился под Харьковом), и в Польше, где имя Семирадского причислено к великим полякам.
Польская усадьба Семирадского Стшалково
У колодца
Талисман
Опасный урок
У источника
Сократ застает своего ученика у гетеры
Похороны знатного руса в Булгаре