К истории московского Манежа...

Mar 29, 2014 18:16



Манеж, один из главных выставочных центров Москвы, был открыт в 1817 году, к пятилетию изгнания Наполеона из Первопрестольной, и дожил практически до наших дней... В 2004 году в нем вспыхнул страшный пожар. Что с ним случилось потом - восстановление, реконструкция, перестройка, новое строительство Нового Манежа - каждый определяет для себя сам. Ясно одно - это не историческое здание, восхищавшее архитекторов всего мира, это его имитация, приспособленная для современных нужд.


Московский Манеж. Акварель А.А. Бетанкура (поторопившись, он изобразил скульптурные композиции у фасада здания, хотя они так и не были установлены)

В средневековой Москве эти места, прилегающие к Кремлю, были отданы торговле. На Моховом рынке торговали мхом (чтобы конопатить щели в деревянных постройках), дровами, досками и сеном, а потом торговые палатки, возы с товаром и лавки перетекали в Охотный ряд, где продавались дичь, мясо, рыба и прочая снедь. Так было до начала 19 века. Потом в Москву пришел Наполеон и случился страшный пожар 1812 года... При восстановлении Москвы ее решено было благоустроить и украсить ("пожар способствовал ей много у украшенью").
В рамках восстановления торговлю уплотнили до Охотного ряда, а на Моховой было решено возвести Манеж или Экзерциргауз для военных упражнений, парадов и выездки кавалерии в ненастную погоду. Здание должно было быть очень просторным (166,1 м на 44,7 м) и вмещать около 2 тыс. конных солдат. Построили его очень быстро - всего за 6 месяцев. Главной сложностью оказалось требование императора, чтобы внутри не было никаких колонн, подпирающих потолок, столбов и перегородок - они мешали бы конным упражнениям.



Вид на боковой фасад Манежа со стороны Александровского сада

Решить эту задачу взялся начальник Главного управления путей сообщения генерал-инженер А.А. Бетанкур. Он разработал уникальную, не имеющую аналогов в мире безопорную деревянную конструкцию, на которую опирался потолок. Реализовать бетанкуровский проект поручили Луи Карбонье. Правда, при строительстве были допущены просчеты, через полтора года крыша немного просела и в 1824 году ее пришлось переделать с учетом исправления ошибок. После этого крыша простояла практически до наших дней.
В 1825 году было решено придать Манежу декор в стиле ампир, в котором практически полностью застраивалась послепожарная Москва. Поручили это Осипу Бове, отцу "московского ампира" , главному архитектору Комиссии по строениям и автору наиболее значительных построек того периода - Большого театра и др.
Манеж был признан одним из шедевров мировой архитектуры.


Вид на Манеж из Александровского сада, начало 1950-х годов

Вскоре Манеж стали использовать для проведения различных выставок, ярмарок, концертов и выступлений, а в 1830-х годах военные тренировки в Манеже практически прекратились.
В 1867 году здесь выступал приехавший с концертами в Россию Гектор Берлиоз, пользовавший фантастической популярностью у москвичей. Послушать маэстро в Манеже собиралось по 12 тысяч зрителей. Акустика оказалась хорошей, публика была в восторге, да и сам Берлиоз был изумлен приемом.


Выставка цветов в Манеже, середина 19 века

В Манеже проходили промышленные и политехнические выставки, выставки-продажи цветов, выступления циркачей (Дуровы не раз выступали на этой площадке с дрессированными животными)... Здесь пели и плясали цыганские ансамбли, показывали чудеса вольтижировки терские казаки, демонстрировали мастерство народные хоры. Здесь же проходили большие благотворительные базары, на которых собирали средства то в пользу раненых, то в пользу сирот...


Манеж и окрестности во время Политехнической выставки 1872 года

В 1890-х годах в Манеже обосновался клуб велосипедистов или, как тогда говорили, циклистов. Здесь проходили велосипедные праздники, карнавалы, здесь же обучали новичков. Среди учеников были и известные люди, например, Лев Толстой. Пожилому писателю занятия давались нелегко... Но обвинял в своих неуспехах Толстой... одну даму из числа своих соучениц: "У нее шляпа с перьями, - писал он, - и стоит мне взглянуть как они колышутся, я чувствую, мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но - тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось уже несколько раз. Теперь я стараюсь посещать манеж в часы, когда , я надеюсь, ее там нет".


Однако вскоре дело пошло на лад, и шестидесятисемилетний Толстой стал не только свободно кататься по Москве, но и предпринимать велосипедные путешествия из Москвы в Ясную Поляну. "Теперь он здоров, все на велосипеде ездит и очень меня этим смущает, все говорят, что вредно", - писала Софья Андреевна сыну Льву. А в другом письме сообщала: "Папа уехал на велосипеде в Тулу..."

Продолжение следует...

Манеж, история Москвы, былое, старая Москва, Лев Толстой

Previous post Next post
Up