О Брусиловском прорыве

Mar 07, 2014 22:54



Николай II с сыном на фронте

Николай, как Верховный главнокомандующий, понимал, что Юго-Западный фронт - одно из самых уязвимых направлений и весной 1916 года решился сместить командующего фронтом генерала Иванова и назначить на этот пост командующего 8-й армией генерала Брусилова.
Брусилов, человек известный и уважаемый в узком кругу сослуживцев, был практически неизвестен широким слоям общества. Когда его имя после знаменитого Брусиловского прорыва оказалось на устах у всех, тут же появилось множество версий биографии талантливого военачальника, "невесть откуда" явившегося на главные роли театра военных действий. Одна из таких фантастических версий гласила, что Брусилов на самом деле - английский офицер, служил на Цейлоне в колониальных войсках, затем помогал японцам во время русско-японской войны, затем реорганизовал армию Китая, а после начала Первой мировой войны был приглашен служить России. Генерал Брусилов лишь досадливо морщился, когда до него доходили эти сплетни - он, просто-напросто, с 1906 по 1914 год служил на разных должностях в Варшавском военном округе, и потому был мало известен в столице…



Генерал А.А. Брусилов, главнокомандующий Юго-Западным фронтом

Но Николай Александрович, увидев в генерале явный талант стратега, разработал вместе с Брусиловым план наступательной операции и поставил его во главе одного из важнейших фронтов, надеясь, что генерал оправдает доверие Главнокомандующего… 1 апреля 1916 года в Ставке на совещании было принято окончательное решение о наступательной операции, а 5 апреля получивший карт-бланш Брусилов собрал командующих армиями Юго-Западного фронта и объявил о директиве Ставки. Из четырех командармов двое - Каледин и Щербачев - заявили, что рассчитывать на успех не приходится.
Многим эта операция казалось рискованной авантюрой, доказывающей лишь слабость Верховного и его неумение оценить ситуацию и людей. Смещенный с должности генерал Иванов, регулярно появлялся в Ставке и мрачно предрекал: «Эта безумная затея окончится катастрофой, масштабы которой никто даже представить не может. Прошу мне верить!»



Николай II с семьей на молебне

Но это был как раз тот случай, когда Николай, уверенный в собственной правоте, ни в чем не желал отступать от намеченного, кто бы и что ему ни говорил. И, вопреки общему убеждению, что императрица и Распутин контролируют каждое назначение, оказалось, что Брусилов не только не является «протеже» распутинской компании, но и относится к Другу императрицы без всякого почтения, да и самой Александре Федоровне не слишком доверяет. Когда императрица посетила Ставку, она пригласила к себе генерала Брусилова для беседы. Любившая быть в курсе всего, что происходит по велению ее супруга, Александра Федоровна, естественно, решила узнать от нового командующего фронтом все о военных планах.
- Так когда же вы намерены перейти в наступление? - впрямую спросила она генерала.
Брусилов, уверенный, что в окружении императрицы полным-полно немецких шпионов, выдавил:
- Ваше величество, такие сведения настолько секретны, что я сам их не помню.
Императрица пришла в замешательство, а ответ Брусилова надолго превратился в штабной анекдот...

Участники Брусиловского прорыва, русские пехотинцы

Брусиловский прорыв вглубь занятых австрийцами территорий, начатый в июне 1916 года и позволивший продвинуться вглубь занятых неприятелем территорий на расстояние от 120 до 80 км, оказался одной из самых блестящих операций русской армии и вдохнул надежду в сердца уставших и приунывших от военных неудач россиян. Но если имя генерала Брусилова сохранилось в людской памяти, то имя императора Николая, в равной степени являвшегося «вдохновителем и организатором» этой победы, вскоре было вычеркнуто со страниц учебников истории. Вероятно потому, что генерал умел держаться «на плаву» при любых политических режимах - будучи единомышленником и соратником царя, он легко отказался от присяги, данной Николаю Александровичу, и в мае 1917 года сам занял пост Верховного Главнокомандующего, верно служа Временному правительству. Когда же стало очевидно, что большевики пришли к власти всерьез и надолго, Брусилов присягнул советской власти и с 1920 года начал служить в Красной Армии… К наградам этого (без сомнения талантливого) военачальника не помешало бы прибавить еще и медаль «За неоднократную верность».



Схема Брусиловского прорыва

генералы, Дом Романовых, Николай II, история России, Первая мировая война

Previous post Next post
Up