Романовы и "гессенский цветочек"

Feb 22, 2014 19:35

Цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, с ранней юности не представлял для себя иной жены, кроме принцессы Алисы Гессенской. Но для большинства его родственников Аликс, прозванная "гессенским цветочком", в качестве невесты цесаревича была нежеланна. Да и английские родственники Аликс, включая ее бабушку королеву Викторию, не горели желанием видеть Ники зятем. У этого брака была лишь одна настоящая сторонница, сестра Аликс Элла, вышедшая замуж за великого князя Сергея Александровича и получившая в России имя Елизавета Федоровна...



Цесаревич Николай Александрович

В августе 1890 года цесаревич Николай побывал на больших военных маневрах под Луцком. Армейская среда несколько отвлекла царевича от любовных переживаний. Родственник и друг детства Николая Сандро (великий князь Александр Михайлович) получил от цесаревича очередное восторженное письмо:
«Войска произвели на меня такое отрадное впечатление, о котором я вовсе не помышлял, и, по-моему, не только можно, но и должно сравнивать их действия с действиями гвардии, и по виду также. Все время стояла холодная, дождливая погода, местность для маневрирования была трудная, переходы огромные, и, несмотря на все эти невзгоды, на параде все войска представились в таком виде, в котором, дай Бог, они всегда бы оставались впредь.  В строю было 128 000 человек и 468 орудий, из которых был дан залп в момент поднятия императорского штандарта. Я в жизнь свою не забуду этого чудесного зрелища; каждое оружие дало по три выстрела в течение двух минут, и все это сливалось с потрясающим ура! Приятно было видеть и чувствовать эту мощь, сосредоточенную на небольшом пространстве, и сознавать, что это только десятая часть всей нашей армии. Я тебя уверяю, что у меня редко так билось сердце».
И вправду, мало кто так искренне любит военную службу. Но дослужиться при жизни отца Николай успел только до чина полковника - произвести наследника в генералы Александр III не успел или не счел нужным. Николай, став императором, уже не мог самому себе присваивать высокие чины. Так он и остался навсегда с этим скромным офицерским званием, отправившись в свой последний путь - в сибирскую ссылку - гражданином полковником Романовым…



В 1890 году в Петербурге не догадывались, что командировка Николая на маневры в Луцк имела, кроме всего прочего, одну важную цель - не допустить новой встречи цесаревича с Аликс Гессенской. Летом того же года Аликс приезжала в Россию в гости к сестре и, возможно, лелеяла надежды на эту встречу, но повидаться с Николаем ей так и не удалось. Алиса пребывала под Москвой, в великокняжеском имении Ильинском, Ники - далеко от Москвы, на военных маневрах… А когда маневры завершились, родители, так и не позволив сыну встретиться с Аликс, загостившейся у Эллы, увезли Николая в Польшу, в охотничье имение Спала. Казалось бы, никаких условий для продолжения романа не было…
Императрица Мария Федоровна, не желавшая поощрять взаимный интерес своего сына и «гессенского цветочка» Аликс, торжествовала победу. Мать и так чуть было не позволила ситуации выйти из-под контроля! Но юность переменчива - с глаз долой, из сердца вон. Ники, не встретившись с принцессой Аликс, конечно же, вскоре забудет о ее существовании. (А в дневнике Ники тем временем появлялись записи: «Утром был обрадован получить письмо от тетеньки. В нем она говорит об Аликс и их жизни в Ильинском»)…



Королева Виктория с внуками. Элла стоит слева, Аликс сидит у ног бабушки

Английская королева Виктория, бабушка Эллы и Аликс, со своей стороны тоже не пришла в восторг при известии, что Алиса влюблена в Николая Романова. Поначалу королева даже не желала это обсуждать, посчитав такой оборот событий недоразумением и капризом молоденькой принцессы. У королевы были совсем другие виды на будущее Аликс. Она намеревалась соединить браком принцессу Алису Гессенскую с другим своим внуком, старшим сыном принца Уэльского Альбертом-Виктором, или Эдди, как называли его в семье. Поскольку мать Алисы была сестрой принца Уэльского, Аликс с Эдди доводились друг другу кузенами. (А поскольку мать Эдди, принцесса Уэльская Александра, была сестрой Марии Федоровны, Ники тоже доводился Эдди кузеном, но по другой линии. Династические связи - весьма запутанное дело!)
Эдди считался чрезвычайно выгодной партией, так как имел шанс рано или поздно унаследовать британскую корону. Правда, при этом он не блистал умом, зато отличался разнообразными порочными наклонностями. В Лондоне даже циркулировали слухи, что ужасный и таинственный Джек-Потрошитель, подвергающий женщин мучительной смерти, и есть принц Эдди, выходящий по ночам на страшную «охоту». Вряд ли слухи имели под собой серьезное основание, но на пустом месте они тоже не родились бы, и сами по себе характеризуют отношение подданных британской короны к юному принцу.



Эдди (принц Альберт Виктор Кристиан Эдвард)

Элла писала своему брату Эрни: «Я нахожу мысль поженить Эдди и Аликс ужасной. Следует избегать браков между близкими родственниками. Но главное препятствие - в том, что он не слишком здоров и очень глуп…»
Аликс, вероятно, разделяла мнение сестры, так как категорически отказала кузену Эдди. Бабушка-королева была удивлена и обескуражена. Но, не теряя монаршего достоинства, высказалась в том ключе, что Алиса проявила твердость духа и «это показывает ее фамильную силу характера, поскольку вопреки всем нам, желавшим этого, она отказалась от возможности занять самое высокое положение».
В 1892 году Эдди умер, так и не женившись. А женихи, надо признать, не стояли к Аликс в очереди… Другой серьезной альтернативы Николаю Романову у разборчивой невесты не осталось. И все же королева Виктория не хотела этого брака и необыкновенно встревожилась, когда Аликс летом 1890 года отправилась в Россию, где могла встретиться с Ники, совершенно неподходящим для нее молодым человеком, по мнению бабушки.
Известие, что Николай в отъезде, на маневрах, и встреча не состоится, немного успокоило бабушку, но все же не до конца. Своей внучке Виктории, родной сестре Аликс, старая королева писала: "Я уже сказала, что сожалею о том, что Алики снова уехала в Россию, в связи с чем появились разные домыслы. Я не хочу сказать что-то о Ники, поскольку он сейчас путешествует. Кроме того, тут замешан вопрос о религии. Я также знаю, что Минни (Мария Федоровна) не желает этого брака (в наблюдательности старой королеве, как всегда, не откажешь). Одним словом, из этого ничего не выйдет. Но многие великие князья и принцы выступают за помолвку. Я слышала, что Элла хочет, чтобы и ее сестра вышла замуж за русского, что будет крайне болезненно воспринято дядей Берти и тетей Аликс, а также мною. Но, возможно, все обстоит иначе, а если ты постараешься убедить Эллу, что Алики не позволят выйти замуж в России, тогда вопрос будет окончательно решен».


Принцесса Виктория Гессенская

Неизвестно, насколько дядя Берти и тетя Аликс - принц и принцесса Уэльские - были солидарны с королевой в этом деле. Они любили племянника Ники. Но, возможно, принцесса Александра Уэльская разделяла мнение своей любимой сестры Минни, действительно «не желавшей» для сына этого брака. Столь же легко предположить, что папа и мама Уэльские ревниво воспринимали вести о «русском романе» Алисы Гессенской, потому, что эта дерзкая девчонка ответила отказом на предложение руки и сердца их драгоценному сыну Эдди. И с той же долей вероятности можно сказать, что королева Виктория, как обычно, сама высказывала мнение сына и невестки, «забыв» предварительно поинтересоваться тем, что они думают.
То, что Аликс вернулась домой, так и не став невестой русского цесаревича, королеву Викторию порадовало. Она снова написала внучке Вики:
«Надеюсь, я была права, сказав дядюшке Берти о том, что не может быть и речи о ее замужестве в России, и что ты привезла ее назад целой и свободной? Дядюшка Берти говорит, что ему известно о том, что Элла готова на все, лишь бы выдать ее за великого князя».



Мария Федоровна с сестрой Александрой, принцессой Уэльской, в будущем - королевой Английской

Действия Эллы никому не нравились. И как она только осмелилась самовольно возложить на себя обязанности свахи? Ее ведь никто об этом не просил. Вот разве что младшая сестренка… Как бы то ни было, но «тетя Аликс» Уэльская позволила себе немного посплетничать, передав свекрови то, о чем говорила с сестрой Минни, русской императрицей. Сплетня тут же поползла дальше, сопровождаемая ритуальными просьбами «никому об этом не говорить»…
«…Это касается Алики и Ники, - писала Виктория-старшая внучке Виктории-младшей. - Ты меня уверила, что никакой опасности нет, однако, и я знаю об этом наверняка, - несмотря на все возражения папы, Эрни (принца Гессенского) и твои, а также вопреки воле родителей Ники, не желающих его брака с Алики, поскольку они полагают, что брак самой младшей из сестер и сына императора не может быть счастливым (странная формулировка; но королева не желала даже и мысли допустить, что ее обожаемая внучка Аликс может просто-напросто не понравиться будущим родственникам), несмотря на все это, Элла и Сергей у вас за спиной изо всех сил стараются устроить этот брак, подталкивая к нему мальчика. Я обещала не говорить, кто мне это сообщил, но тебе скажу. Я получила эти сведения от тети Аликс, она, в свою очередь, от самой тети Минни, которая очень встревожена подобным известием. Ты не должна упоминать имени тети Аликс, но этому нужно положить конец. Папа должен топнуть ногой и заявить, что Алики не следует больше ездить в Россию. Не только он, но также ты и Эрни должны настоять на этом. Обстановка в Росси настолько плоха, настолько неустойчива, что в любой момент там может произойти нечто ужасное. Возможно, Элле опасаться нечего, но быть женой наследника престола - роль трудная и опасная. (Увы, мрачное предчувствие бабушки-королевы хоть и не скоро, но оправдалось… Когда в России произошло «нечто ужасное», самым бесчеловечным образом были казнены обе ее любимые внучки - и Элла, и Аликс, причем смерть Эллы, сброшенной заживо в штольню шахты, была еще страшнее и мучительнее, чем гибель Аликс в подвале ипатьевского дома от пуль и штыков… Вот только королева Виктория уже не смогла убедиться в достоверности своих предостережений, так как давно пребывала в мире ином) Обо всем этом я написала папе, который должен проявить твердость, но, боюсь, он не сумеет этого сделать».


Аликс, "гессенский цветочек", с братом Эрни

А Элла тем временем продолжала действовать, «устраивая» брак своей сестры и русского цесаревича, и искала себе союзников.
«Мне так горько, когда я представляю дорогую Аликс одну в ее пестрой кретоновой спаленке!.. Я уверена, что делаю сейчас самое свое главное дело. Это дает мне силы. Господь видит чистоту моих намерений и поможет», - писала она одной из сестер.


Эрни (Эрнст Людвиг Гессенский) в шотландском костюме

Брата Эрни Елизавета просила: «Поддержи Аликс морально - будь острожен при разговоре с бабушкой. Лучше всего не касаться Пелли (прозвище, данное ей цесаревичу Николаю), если же она сама затронет эту тему, скажи ей, что между ними ничего не было и что сам ты повлиять на Аликс и Пелли не можешь. Скажи, что он - само совершенство, что все его обожают и что Аликс заслуживает того, чтобы ее так любили. Постарайся убедить бабушку в том, что у них получится счастливая семья, что ей не следует относиться к ним с таким предубеждением. Когда наступит решительный момент, это может оказаться решающим фактором. Из-за идиотской чуши, которую печатают газеты, она получает неверную картину происходящего и основывает свои аргументы на фактах, которые, возможно, никогда и не существовали в действительности… Дай то Бог, чтобы этот брак состоялся… Я получила письмо от Пелли, который ждет известий и чувствует себя очень одиноким. Кроме Сергея и меня, ему не с кем и поговорить».


Элла (великая княгиня Елизавета Федоровна)

В конце концов Элла, добивавшаяся этого брака, несмотря ни на что, в своих хлопотах преуспела...

Дом Романовых, императрица Мария Федоровна, Николай II, великие князья, императрица Александра Федоровна, семья, былое

Previous post Next post
Up