Мария Спартали-Стиллман. Художница и муза

Apr 22, 2013 23:05

Во второй половине 19 века в странах с развитой художественной культурой среди живописцев началось некое протестное движение. Художники объединялись в группы, кружки и товарищества, противопоставляя свою творческую манеру той, которая считалась в их стране официальной. Но страны были разные, и официоз разный, поэтому и у "протестантов" оказались разные стремления. Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок) в России, импрессионисты (Салон Отверженных) во Франции, "римский кружок" немецких художников... Все эти объединения, сформировавшие новые художественные направления, зародились в 1860-70 годах и расцвели в последней трети 19 века. Англичане оказались во главе прогресса - Братство прерафаэлитов, оказавшее огромное влияние на английскую живопись и искусство в целом, было создано на переломе века - в 1849-1850 годах. Его лидером стал английский художник итальянского происхождения Данте Габриэль Россетти.



Данте Габриэль Россетти. Автопортрет, 1847 год

Изначально молодые художники задумали свое братство как секретное общество, стоящее в оппозиции к британской Королевской академии художеств. Они заявляли, что не желают писать людей и природу "отвлеченно красивыми" и хотят уйти от "мертвых" академических сюжетов на исторические, мифологические и религиозные темы. Те же принципы провозглашали и передвижники в России, боровшиеся с Императорской Академией художеств, но на их новаторских реалистичных полотнах зачастую появлялись нищие, пьяницы, сцены  грязного и убогого быта, а прерафаэлиты вдохновлялись образами рыцарей и прекрасных дам, иллюстрировали произведения Шекспира, Бокаччо, старинные английские сказки и легенды. За образец ими была принята живопись раннего Возрождения, откуда и возникло название - прерафаэлиты, "до Рафаэля".
Над пейзажами прерафаэлиты работали на природе, отвергая "комнатную живопись"; натурщики подбирались среди родных и знакомых, иногда случайных людей - продавщиц, служанок, дочерей конюха... Но как преображали их кисти художника! К примеру, для картины "Леди Лилит" моделью послужила проститутка Фанни Корнфорт.



Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит

Но помимо сюжетов, картины этих художников отличала еще и новаторская техника живописи - они разработали множество приемов, неведомых их предшественникам, или прочно забытых. Прерафаэлитов называют первым художественным течением, достигшим всемирной славы, предтечей модерна и символизма.
Братство жило своей жизнью, ненадолго распадалось и вновь собиралось в измененном составе. Просуществовало оно практически до начала ХХ века и исчезло почти одновременно с концом викторианской эпохи, борьбу с художественным ценностями которой сделало своим знаменем.

В 1844 году, когда будущие прерафаэлиты уже занимались первыми художественными опытами, осваивая новое направление, Мария Эуфросина Спартали только родилась. Родилась она в Британии, но родители Марии были греками. Ее отец занимался дипломатическими поручениями (когда Мария повзрослела, Михаил Спартали был назначен на должность генерального консула Греции в Лондоне), и одновременно "немножко торговал", основав в Британии экспортно-импортную фирму "Спартали и Ко". Поэтому в биографических данных часто указывают, что Мария была дочерью богатого греческого торговца, а не дипломата. Семейство Спартали имело в Лондоне большой особняк с садом, из которого открывались изумительные виды на Темзу, и загородное поместье на острове Уайт, где обычно проводили лето. Михаил Спартали любил гостей и общество творческих людей, собирая у себя "садовые вечеринки", на которые приглашалась богема. Благодаря отцу Мария, ее сестра Кристина и две кузины с юности обзавелись множеством интересных знакомств и были хорошо известны в творческих кругах как редкостные красавицы. Поэт  Алджернон Чарльз Суинберн, увидев Марию, сказал: "Она так красива, что хочется сесть и разрыдаться". Высоко ценил внешность Марии Спартали и Россетти. Когда отец Марии, увидев, что у девушки есть способности к живописи, договорился с художником Фордом Мэдоксом Брауном о занятиях с ней рисованием, Россетти написал ему письмо:
"Я только что услышал, что мисс Спартали будет Вашей ученицей. Я также слышал, что это та самая изумительная красавица о которой так много говорят. Поэтому спрячьте ее и не показывайте никому, я хочу, чтобы она позировала мне первому".



Мария Спартали, портрет работы Г.Д. Россетти

Поработав с Марией, Россетти признавался: "Я нахожу ее голову самой сложной из всех, что я когда-либо рисовал. Это зависит не столько от формы, сколько от тонкого очарования жизни, которое невозможно воссоздать". Тем не менее, Мария или Мэри, как называли ее в Англии, стала одной из любимых моделей художника. На многих картинах мастера нет-нет и узнаешь знакомые черты... Да и другим художникам-прерафаэлитам она позировала не раз.
Между тем, сохранившиеся фотографии Мэри Спартали совершенно не передают ее прелести. Наверное, камера не фиксировала того "тонкого очарования жизни", о котором говорит Россетти. Черты кажутся грубыми, а если учесть, что рост Марии был около 1 м 90 см (что для 19 века считалось редким и не всегда совместимым с женской красотой), остается только порадоваться, что облик этой женщины запечатлела не только бесстрастная камера, но и кисть дружески расположенного к ней художника.



"Гипатия", постановочное фото Джулии Маргарет Камерон, моделью выступила Мэри Спартали

Сама Мария не считала себя красавицей. Работая над автопортретом, она и не подумала как-то приукрасить собственную внешность (ну, если не считать цветов в волосах, брошки и бантика).



Мария Спартали-Стиллман. Автопортрет

А вот какой она предстает на полотнах Россетти:



Д.Г. Россетти "Сон Данте в момент смерти Беатриче"

Сложная многофигурная композиция, казалось бы, порождена фантазией художника, но все образы узнаваемы. Девушка, стоящая справа - Мария Спартали. Моделью для Данте послужил Уильям Джеймс Стиллман, американский журналист и художник. Они с Марией познакомились во время совместного позирования Россетти и поняли, что родственные души... Большая любовь подстерегала Марию в художественной мастерской.
Родители не желали для дочери такого брака - жених был мало того, что не богат, так еще и вдовец, с тремя детьми... А первая жена Стиллмана покончила жизнь самоубийством, что добавляло истории мрачных красок. Но Мария, несмотря на крайнее недовольство отца и матери, в 1871 году вышла за вдовца замуж и постаралась стать хорошей матерью его детям.

Тесно общаясь с прерафаэлитами, Мария естественно усвоила их художественные приемы и сама стала достаточно интересным мастером.



Мария Спартали-Стиллман "Священные лилии"

Муж высоко ценил талант Марии и всячески ей помогал. Правда, с тех пор, как он стал корреспондентом "Таймс", супругам пришлось перебраться в Италию, но Мария не утратила связи ни с Англией, ни с Братством. Она выставляла свои работы на вернисажах вместе с полотнами своих товарищей-прерафаэлитов, а на их картинах по-прежнему появлялось ее лицо.



Д.Г. Россетти "Беседка на лугу" (слева - Мария Спарталли-Стиллман, справа еще одна из любимых моделей художника Алекса Уайлдинг)

Продолжение следует.

прерафаэлиты, живопись, Россетти, Спартали-Стиллман, Англия

Previous post Next post
Up