Страшные сказки Останкино. Еще одно продолжение

Apr 12, 2013 23:10

Предыдущие выпуски см. записи от 11 апреля.

Пока в Останкино стояли кавалеристы генерала Орнана, в Останкино наведался и сам Наполеон. Он побородил по дворцовым залам, постоял в картинной галерее, а когда выходил оттуда, в дверях его остановила старая женщина в лохмотьях. Неизвестно, понял ли без переводчика император то, что говорила ему старуха... Но Наполеон быстро выскочил из дворца, по словам свиты, "раздраженный и опечаленный", умчался прочь и больше никогда уже не возвращался в Останкино.



Наполеон Бонапарт, портрет работы Андреа Аппиани

Практически все время, пока французы стояли в захваченной Москве, генерал Орнан не оставлял надежды найти в Останкино что-то, о чем было ведомо только ему. Покидая шереметевский дворец, французские солдаты основательно опустошили его - серебро, фарфор, бронза, дорогая мебель, меха, картины стали добычей наполеоновской армии. Генерал Орнан без жалости отдал Останкино на разграбление своим солдатам, но при этом распорядился, чтобы для него лично вывезли только одну вещь - портрет молодого человека в голубом кафтане с загадочным перстнем на пальце.
По стечению обстоятельств именно это распоряжение генерала его подчиненные не выполнили. В ноябре 1812 года генерал Орнан был тяжело ранен в бою, его сочли убитым и оставили на поле брани. Однако верный адъютант ночью вынес погибшего (как он полагал) патрона в расположение французских войск, чтобы достойно похоронить. К общему удивлению, генерал пришел в себя. Его спасли, он продолжил службу. Судьба его была насыщена событиями. В кампании 1814 года Орнан командовал императорской гвардией, после падения Парижа сопровождал Наполеона на остров Эльба и вместе с ним вернулся в 1815 году, чтобы взять реванш. Когда Наполеон был окончательно низложен, д'Орнано отправился в эмиграцию, но долго жить вдали от Франции не смог и в конце 1817 года вернулся обратно. За это время в его жизни произошли перемены. Он давно был влюблен в польскую графиню Марию Валевскую, любовницу Наполеона, родившую от императора сына Александра.


Мария Валевская (Лозиньская), портрет работы Франсуа Жерара

В августе 1812 года Мария развелась с мужем, графом Анастазием Валевским, от которого у нее тоже был сын (престарелый граф скончался через два года). Отношения Марии с Бонапартом в эти годы складывались слишком сложно, как и судьба самого императора. И все же она навещала его на острове Эльба, а в последний раз виделась с ним летом 1815 года после поражения при Ватерлоо. Через год, когда Валевская чувствовала себя всеми покинутой и несчастной, ее разыскал д'Оранано. 7 сентября 1816 года они обвенчались в Брюсселе. Увы, этому браку была суждена короткая судьба. Летом 1817 года у Марии родился еще один сын; роды подорвали ее здоровье и через несколько месяцев она умерла. Д'Оранано больше не женился. Оправившись от всех потрясений, он в 1829 году вернулся к военной карьере, отличился при подавлении восстания в Вандее и в 1832 году стал пэром Франции. В 1849 году отставной генерал принял участие в перевороте, приведшем к власти Наполеона III, и вернулся на политический Олимп. В 1852 году он стал сенатором, а в 1861 году получил маршальский жезл.


Филипп д'Орнано в старости
В 1863 году престарелый полководец, окруженный славой, скончался в Париже, и его имя благодарные соотечественники выбили на Триумфальной арке. Вспоминал ли он о своем пребывании в России в 1812 году и о так и не найденном останкинском кладе? Его жажда власти и славы была в большей степени удовлетворена. Во всяком случае, попыток вернуться в Россию и завершить начатое маршал не делал.
Портрет юноши в голубом кафтане так и остался в разграбленном Останкинском дворце. Однако, согласно воспоминаниям очевидцев, картина кое в чем изменилась. Полотно вроде бы было тем же самым, как и изображенный на нем молодой человек, но вот перстень на его пальце стал другим - никакого тайного знака на нем уже не было. Тем, кто видел этот портрет до войны, казалось, что некто соскоблил с полотна изображение перстня и написал на его месте другой. Учитывая обстоятельства военного времени, верили в это не все. Но знак мирозданья с перстня исчез, словно бы и не было... В настоящее время портрет находится в запасниках Останкинского музея, сотрудники которого не любят говорить об этой "единице хранения" с посторонними.
Не всем наполеоновским воякам повезло так, как Орнану. Большая часть французской армии полегла вместе со своими трофеями на бескрайних полях России при позорном отступлении.


Неразгаданные тайны, связанные с перстнем на портрете, постепенно забылись. Никто не мог даже представить, что не пройдет и ста лет после войны с Наполеоном, как перстень со знаком мирозданья будет найден.
Новый владелец Останкино, юный граф Дмитрий Шереметев, достигнув совершеннолетия, предпочел военную карьеру и в 1823 году поступил в гвардейский Кавалергардский полк, расквартированный в Петербурге. В Москву он наведывался от случая к случаю. Разоренное французами имение после войны уже не поражало ничье воображение. А.С. Пушкин, описывая картины послевоенного оскудения московской жизни, богатой и раздольной в прежние времена, писал в своем "Путешествии из Москвы в Петербург" (1827): "Подмосковные деревни также пусты и печальны; роговая музыка не гремит в рощах Свирлова и Останкина, плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травою, а бывало, уставленных миртовыми и померанцевыми деревьями. Пыльные кулисы домашнего театра тлеют в зале, оставленные после последнего представления... Барский дом дряхлеет".



Дмитрий Шереметев в мундире кавалергарда, портрет работы Ореста Кипренского

И все же в 1830-х годах Останкино вновь наполняется жизнью - хозяин дает распоряжение привести в порядок парк и пруды и устраивать там народные гулянья для увеселения москвичей всех сословий. Флигеля и надворные постройки сдаются под дачи, на аллеях Останкино вновь звучат голоса, музыка и смех. Со временем дворец вновь превращается в роскошную резиденцию. Оставив в 1849 году военную службу, Дмитрий Николаевич Шереметев посвящает себя придворной карьере и неоднократно принимает в Останкино императора Николая I.
Новый государь Александр II выбрал Останкино в качестве одной из резиденций для своей коронации в августе 1856 года. И тут снова явилась старая прорицательница...

Продолжение следует.

Шереметев, Мария Валевская, 1812, генерал Орнан, Пушкин, старая Москва, Наполеон, Останкино

Previous post Next post
Up