Еще раз об утратах старой Москвы...

Nov 30, 2013 21:59

Есть места, где очень внимательно относятся к памятникам своей истории - в домах, где жили или бывали знаменитости, устраиваются музеи, даже в какой-нибудь пивной можно увидеть табличку, что известный писатель или художник заходил сюда пропустить кружечку-другую... Ну а уж если знаменитых посетителей было много... Такие места становятся звеньями туристической индустрии и окрестное население неплохо существует за счет великих людей, наследивших на их родине... В Москве же во все времена бездумно сносили дома, которые можно было бы увешать мемориальными досками от цоколя до карниза...


Арбат в начале 20 века

Так была утрачена, причем задолго до лужковских строительных "преобразований" в заповедном московском центре, историческая застройка, открывающая нечетную сторону Арбата. Причем обычно в таких случаях объяснялось, что домишки были малоценные, никому не нужные и вообще еле держались... И как правило это оказывалось беспардонным враньем.
 В путеводителе, изданном в 1978 году, можно прочесть: "Дома, стоявшие в начале левой стороны улицы, разобраны в 1970 году, открыв проезд непосредственно с Арбата на улицу Фрунзе. За бесцветным домом № 5 с магазином "Белье" стоит покосившийся, более чем полуторавекового возраста дом № 7". (Федосюк Ю.А. Лучи от Кремля: Путеводитель. - М., 1978.)



Арбат в середине 1970-х. Дома № 5 и 7 еще на месте, а № 1 и 3 уже нет...
       Увы, ради никому теперь не нужного проезда с Арбата на Знаменку (ул. Фрунзе) был искажен архитектурный облик Арбата и Арбатской площади. Следующей жертвой пал "бесцветный дом № 5", принадлежавший когда-то владельцу ресторана "Прага" купцу Тарарыкину. Дольше продержался крепкий (а отнюдь не покосившийся) каменный дом № 7 - он дожил до начала реконструкции Арбата, оказавшейся для него роковой. Собственно, здесь было два строения, соединенных аркой ворот и носивших номера 7 и 7а. Появившиеся после пожара 1812 года, когда-то эти здания вполне отвечали канонам стиля "ампир". Постепенно декоративные элементы оказались утраченными, дома стали выглядеть скромно, но происходившие в них события превращали "спаренные" особнячки в одно из самых интересных мест Арбата.


В середине 60-х годов ХIХ в. здесь находилась популярная частная библиотека. Ее открытием в 1863 году читатели были обязаны госпоже Кашкадамовой, но уже в 1865 году библиотека перешла к М.Н. Тургеневой, под руководством которой превратилась в настоящий клуб для московской интеллигенции. В конце концов библиотечными фондами заинтересовалась полиция - среди книг были найдены труды "политических преступников" - Герцена, Огарева, Чернышевского и др. За хранение и распространение запрещенной литературы библиотеку закрыли, а фонды ее опечатали.
        В 1905-1906 годах в доме располагались первые российские рабочие профсоюзы - текстильщиков, маляров, строителей. В советское время об этом напоминала укрепленная на здании мемориальная доска, и дом № 7 считался одной из революционных достопримечательностей.



Реклама синематографа

В 1908 году новый владелец дома № 7 Антон Иванович Лангер переоборудовал внутренние помещения под модную новинку - синематограф. Вероятно, отделан зал был со всей возможной роскошью, ибо получил звучное название "Гран-Паризьен", да и конкуренцию с открывшимся вскоре по соседству шикарным Художественным электро-театром Хонжонкова (ныне кинотеатром "Художественный") нужно было выдерживать.



Известно, что однажды в "Гран-Паризьен" пришел из своих недалеких Хамовников Лев Николаевич Толстой - узнать, что же это такое - кино?
        Кино великому классику не просто не понравилось, а не понравилось очень... "Поражен нелепостью представления и недоумеваю, как это публика наполняет множество синематографов и находит в этом удовольствие", - так, по свидетельству известного музыканта А.Б.  Гольденвейзера, высказался о новом виде искусства Толстой, не дождавшийся даже окончания сеанса в "Паризьене".



Лев Николаевич Толстой

В 1918 году в помещении заброшенного синематографа возникло кафе поэтов "Литературный особняк". Казалось бы, время было трудное, голодное... Революция, разруха, террор, гражданская война, разгул бандитизма, тиф, обыски, расстрелы... И все же в эти годы, как никогда, был велик интерес к поэзии. Поэты ощущают себя глашатаями общественных настроений, способными влиять на умы масс. Им необходимо общение, необходимы места, где можно собраться, заявить о себе своими стихами, выслушать и критику, и хвалу, встретить единомышленников, поспорить с противниками. По всей Москве возникают литературные подвальчики и кафе, где непризнанные гении питаются в основном духовной пищей. Впрочем, в "Литературный особняк" заходили и вполне признанные гении тех лет - Владимир Маяковский, Сергей Есенин... Хотя у имажинистов было свое любимое литературное кафе - "Стойло Пегаса" на Тверской, известно, что Есенин часто бывал в "Особняке" на Арбате и именно здесь впервые прочел своего "Пугачева".



Сергей Есенин и Айседора Дункан

В начале 1920-х годов помещение в доме № 7 получила театральная студия им. Грибоедова, созданная на базе любительского драматического кружка. Руководителями, режиссерами и преподавателями студии были актеры МХАТа, мхатовский оркестр занимался музыкальным оформлением спектаклей. Сам В.И. Немирович-Данченко просматривал спектакли грибоедовцев, и в 1922 году лучшие актеры перешли в основной состав второй студии МХАТ.



Владимир Иванович Немирович-Данченко

А в помещении Грибоедовской студии возникает театр-буфф "Мастфор". "Мастфор" означало "Мастерская Н.М. Фореггера". Организатор театра, молодой режиссер Н.М. Фореггер происходил из семьи остзейских баронов фон Грейфентурн. Выпускник юридического факультета Киевского университета, он увлекся театром и стал одним из самых ярких, необычных и эксцентричных режиссеров-экспериментаторов своего времени, теперь, к сожалению, забытым.



Он пришелся не ко двору большевистскому искусству и был объявлен "махровым формалистом". Его творческие поиски называли "прогнивший мюзик-холл и шантан". Одним из самых верных почитателей и защитников Фореггера был В.В. Маяковский, произведения которого ставились в "Мастфоре". Владимир Владимирович яростно бросался на противников Фореггера и в присущей ему "грохочущей" публицистической манере не оставлял камня на камне от их доводов. И все же в 1924 году "Мастфор" закрыли. А ведь это был один из ярчайших театральных экспериментов того времени! Спектакли "Мастфора" шли с неизменным зрительским успехом, становясь событиями сезона.


Именно в Мастерской Фореггера Игорь Ильинский приобрел амплуа эксцентричного комика

Под руководством Фореггера сделал свои первые шаги в искусстве Игорь Ильинский. С. Эйзенштейн и С. Юткевич тоже начинали в "Мастфоре". Музыкальной частью руководил восемнадцатилетний Матвей Блантер, будущий знаменитый советский песенник.


Сергей Эйзенштейн



Сергей Юткевич

Последующая жизнь старого особняка была гораздо более скучной - обычный арбатский дом с "торговыми точками", которые расположились в бывших театральных фойе на первом этаже. Старые москвичи еще помнят магазины "Ткани" и "Колбасы", находившиеся в доме № 7-7а.
        В 1980-е годы, когда началась реконструкция Арбата, "спаренный" особняк опустел - магазины закрыли, дом полностью освободили и вроде бы подготовили к капитальному ремонту. Лишенный людей, живого тепла, свежего воздуха и яркого света, заколоченный дом быстро ветшал. В ожидании серьезной реконструкции ему кое-как подкрасили фасад, чтобы не выбивался из нарядной толпы обновленных собратьев. Публицисты, пишущие об Арбате, вспоминали в своих статьях о доме № 7 и все надеялись на его возрождение. В пустом доме стали гостить бомжи, однажды вспыхнул пожар, прогорела крыша, провалились окна, почернела штукатурка... Бывший особняк превратился в руины. И только крепкие "посленаполеоновские" стены все стояли, взывая о реставрации.
        Но дом снесли. На его месте на десятилетия был воздвигнут строительный забор...



"Офонаревший" Арбат стал пешеходным. Застройка в начале улицы по нечетной стороне почти исчезла, и дом № 7 доживает последние дни...

По плану реконструкции вместо снесенных домов в начале улицы предполагалось построить новое здание кинотеатра "Художественный" (старое, шехтелевское, было обречено на снос и уцелело чудом) и кафе "Арбатские ворота". "Художественный" устоял, проекты и целевое назначение новой застройки неоднократно менялись. Уже во второй половине 1990-х работы на пустыре активизировались, и казалось, вот-вот выглянет из-за строительного забора некое новое здание...
        Кризис 1998 года охладил пыл застройщиков. Москвичи гадали: что возникнет на этой стройплощадке? Какая постройка будет в конце концов "открывать" улицу? А может быть, забору, украшенному рекламными транспорантами, еще долго предстоит окружать вечную "незавершенку"?  Только время, медленно текущее по Арбату, дало ответ на эти вопросы.
 Около тридцати лет в начале улицы был незастроенный пустырь, на котором в результате построили здание-монстр по проекту архитектора Михаила Михайловича Посохина.
М.М. Посохин - академик архитектуры, народный архитектор России, член Академии художеств, обладатель множества наград, почетных званий и член, а то и руководитель различных престижных архитектурных организаций, и при этом легко и бездумно изуродовал Арбат, возведя на нем "Альфа-Арбат Центр" (по опросу журнала "Форбс" 2011 года занимающий второе место среди самых уродливых зданий столицы).

Арбат, история Москвы, былое, старая Москва, театр, поэты, искусство, архитектура

Previous post Next post
Up