Окончание. Начало см.
http://eho-2013.livejournal.com/201073.html http://eho-2013.livejournal.com/201923.html Несмотря на то, что с Московской консерваторией С.И. Танеев преждевременно расстался из-за конфликта с Сафоновым, он успел воспитать целую плеяду учеников. И относился Танеев к своим ученикам, многие из которых позже стали знаменитостями в музыкальном мире, с большой, можно сказать, отеческой заботой.
Александр Скрябин
Среди учеников Танеева следует прежде всего назвать Александра Николаевича Скрябина, жизнь которого тоже во многом связана с арбатскими переулками. Музей А.Н. Скрябина находится в Большом Николопесковском переулке близ Арбата - в этом доме была последняя квартира композитора.
Музей А.Н. Скрябина в Большом Николопесковском переулке (переулок, оказавшийся на задворках Нового Арбата, ныне представляет собой обрубленный тупик)
Хотя Александр Скрябин с детства поражал всех своими музыкальными способностями, в десять лет его отдали учиться во Московский кадетский корпус в Лефортове. Казалось бы, мальчику уготована карьера военного и о музыке можно забыть. Но выступления маленького кадета Скрябина в самодеятельных концертах не оставляли никого равнодушными. Один из однокашников музыканта по кадетскому корпусу, Л. Лимантов вспоминал: "Выступление Скрябина было покрыто бешеными аплодисментами. Кадеты так неистовствовали, что в их усмирение должны были вмешаться воспитатели и, наконец, сам директор".
Летом 1882 года к Саше для занятий музыкой приглашают двух известных преподавателей - С.И. Танеева и Г.Э. Конюса. С.И. Танеев давал юному Скрябину частные уроки до 1888 года. Под его влиянием юный Саша Скрябин решает отказаться от военной карьеры и целиком посвятить себя музыке.
В январе 1988 года он поступил в Московскую консерваторию в класс контрапункта С.И. Танеева и в класс фортепьяно В.И. Сафонова. "Он обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал", - рассказывал Сафонов. Уже в студенческие годы Скрябин поселился вблизи Арбата, в Большом Афанасьевском переулке (дом № 22). Любовь к этим местам композитор сохранил навсегда, выбирая свои квартиры где-нибудь в тихих арбатских переулках.
Большой Афанасьевский переулок в начале 20 века
С именем Скрябина связан один из самых изящных арбатских особняков (Глазовский переулок, дом 8). Живописный дом в стиле модерн построил для себя в 1898 - 1899 гг. архитектор Л.Н. Кекушев, классик русского модерна. Но вскоре планы архитектора изменились и он продал дом фабриканту Отто Листу. Для своей семьи Кекушев вскоре выстроил еще более необычный особняк на Остоженке. От Листа особняк в Глазовском перешел к Н.К. Кусевицкой, супруге известного музыканта - дирижера и контрабасиста С. А. Кусевицкого. Н.К. Кусевицкая происходила из семьи предпринимателей-миллионеров Ушковых и финансово поддерживала музыкальные начинания мужа и его друзей. Кусевицкие основали "Российское музыкальное издательство", объединив для работы в нем таких музыкантов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер. Совет издательства собирался на заседания в особняке Кусевицких в Глазовском переулке. Скрябин не только бывал в этом доме, но и жил здесь после возвращения из-за границы в начале 1909 года.
Глазовский переулок, дом № 8
В особняк Кусевицких пришел к Скрябину юный Борис Пастернак, в те годы - начинающий музыкант. Пастернак учился у Ю. Энгеля и Р. Глиэра, но кумиром своим считал Александра Скрябина. "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина" (Б. Пастернак. "Охранная грамота"). Девятнадцатилетний Пастернак в то время уже написал несколько фортепьянных пьес и готовился к карьере композитора, но уверенности в своих силах у него не было. Он пришел к Скрябину, чтобы услышать мнение мастера о своем творчестве. Скрябин не дал юноше никакого определенного ответа, не взявшись предугадать - сможет ли со временем Пастернак достичь высот в музыке. Для ранимого юноши, будущего лауреата Нобелевской премии в области литературы, реакция А.Н. Скрябина оказалась решающей - Пастернак прекратил серьезные занятия музыкой. Неизвестно, проиграла ли от этого музыка, но литература явно выиграла...
Борис Пастернак в юности
Еще одна арбатская квартира А.Н. Скрябина была в доме № 8 в переулке Каменная Слобода. Этот переулок за последние сто лет переменил множество названий - Малый Толстовский, потом Рещиков, потом переулок Воеводина. В 1910 году Скрябин снял большую просторную комфортабельную квартиру в доходном доме недалеко от Спасопесковской церкви. Но многоквартирный дом обладал существенным недостатком, знакомым жителям современных панельных и блочных домов, - повышенной звукопроводимостью. К несчастью, сосед Скрябина с верхнего этажа любил музицировать и страшно мешал Скрябину работать. Трудно представить муки знаменитого композитора, вынужденного часами слушать игру дилетанта. Посторонние звуки, проникавшие через потолочное перекрытие, лишали Скрябина творческого настроя. "Вот вам блага цивилизации, - говорил Скрябин, - в этих коробочных домах никакой работы делать нельзя, все слышно". Отсюда в 1912 году Скрябин переехал в Большой Николопесковский.
Дом № 11, который выбрал композитор, относился к послепожарной застройке, но изначально он был одноэтажным. Перестроили его в 1903 г. (архитектор С.Ф. Воскресенский). Одноэтажный дом подрос еще на один этаж, и вот в этом-то современной постройки втором этаже А.Н. Скрябин снял комфортабельную квартиру. Сейчас в этом доме - мемориальный музей композитора.
- Мемориальный музей Александра Скрябина
С домом в Николопесковском связано весьма загадочное и трагическое московское предание. При составлении договора найма Скрябин настаивал на аренде квартиры ровно на три года, оговорив дату окончания контракта - 14 апреля 1915 г. В этот день композитор скончался, словно отмерив этим контрактом дни своей жизни. Смерть его была страшной по своей нелепости - в небольшой нарывчик на губе, последствие простуды, попала инфекция и началось общее заражение крови...
Отпевали Скрябина в Николопесковской церкви, напротив его последнего дома (церковь, увы, не сохранилась). Очевидцы писали, что весь переулок был забит людьми, пришедшими проститься с композитором, и даже подойти к церкви смогли не все. Когда траурная процессия двигалась по Арбату, улица была забита людским потоком по всей ширине, а окончание процессии терялось где-то вдалеке. Гроб композитора несли на кладбище на руках...
Церковь Николы на Песках
Бессмысленно ранняя кончина композитора для многих была потрясением, и прежде всего - для Танеева. День похорон Скрябина был холодным и сырым - холодно было в церкви, холодно на улице, моросил дождь. Но шедший у гроба своего ученика Танеев не чувствовал и не замечал этого - он был в отчаянии. Отношения Танеева и Скрябина порой складывались непросто, но это был любимый ученик, выросший на глазах Танеева, превратившийся в большого мастера... Учитель так им гордился... И вот смерть унесла сорокачетырехлетнего человека, способного еще так много свершить! Сергей Рахманинов пытался хотя бы укрыть зонтом от дождя Танеева, шедшего в легком, не по сезону распахнутом пальто, с мокрой непокрытой головой... Танеев ничего не замечал.
Через три дня после похорон Александра Скрябина Сергей Иванович Танеев слег с крупозным воспалением легких. Оправиться от болезни он уже не смог. Через два месяца Танеева не стало...