Сергей Танеев и Московская консерватория. Часть 3

Nov 16, 2013 22:33

Окончание. Начало см. http://eho-2013.livejournal.com/201073.html
http://eho-2013.livejournal.com/201923.html



Несмотря на то, что с Московской консерваторией С.И. Танеев преждевременно расстался из-за конфликта с Сафоновым, он успел воспитать целую плеяду учеников. И относился Танеев к своим ученикам, многие из которых позже стали знаменитостями в музыкальном мире, с большой, можно сказать, отеческой заботой.



Александр Скрябин

Среди учеников Танеева следует прежде всего назвать Александра Николаевича Скрябина, жизнь которого тоже во многом связана с арбатскими переулками. Музей А.Н. Скрябина находится в Большом Николопесковском переулке близ Арбата - в этом доме была последняя квартира композитора.



Музей А.Н. Скрябина в Большом Николопесковском переулке (переулок, оказавшийся на задворках Нового Арбата, ныне представляет собой обрубленный тупик)

Хотя Александр Скрябин с детства поражал всех своими музыкальными способностями, в десять лет его отдали учиться во Московский кадетский корпус в Лефортове. Казалось бы, мальчику уготована карьера военного и о музыке можно забыть. Но выступления маленького кадета Скрябина  в самодеятельных концертах не оставляли никого равнодушными. Один из однокашников музыканта по кадетскому корпусу, Л. Лимантов вспоминал: "Выступление Скрябина было покрыто бешеными аплодисментами. Кадеты так неистовствовали, что в их усмирение должны были вмешаться воспитатели и, наконец, сам директор".



Летом 1882 года к Саше для занятий музыкой приглашают двух известных преподавателей - С.И. Танеева и Г.Э. Конюса. С.И. Танеев давал юному Скрябину частные уроки до 1888 года. Под его влиянием юный Саша Скрябин решает отказаться от военной карьеры и целиком посвятить себя музыке.
В январе 1988 года он поступил в Московскую консерваторию в класс контрапункта С.И. Танеева и в класс фортепьяно В.И. Сафонова. "Он обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал", - рассказывал Сафонов. Уже в студенческие годы Скрябин поселился вблизи Арбата, в Большом Афанасьевском переулке (дом № 22). Любовь к этим местам композитор сохранил навсегда, выбирая свои квартиры где-нибудь в тихих арбатских переулках.


Большой Афанасьевский переулок в начале 20 века

С именем Скрябина связан один из самых изящных арбатских особняков (Глазовский переулок, дом 8). Живописный дом в стиле модерн построил для себя в 1898 - 1899 гг. архитектор Л.Н. Кекушев, классик русского модерна. Но вскоре планы архитектора изменились и он продал дом фабриканту Отто Листу. Для своей семьи Кекушев вскоре выстроил еще более необычный особняк на Остоженке. От Листа особняк в Глазовском перешел к Н.К. Кусевицкой, супруге известного музыканта - дирижера и контрабасиста С. А. Кусевицкого. Н.К. Кусевицкая происходила из семьи предпринимателей-миллионеров Ушковых и финансово поддерживала музыкальные начинания мужа и его друзей. Кусевицкие основали "Российское музыкальное издательство", объединив для работы в нем таких музыкантов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер. Совет издательства собирался на заседания в особняке Кусевицких в Глазовском переулке. Скрябин не только бывал в этом доме, но и жил здесь после возвращения из-за границы в начале 1909 года.


Глазовский переулок, дом № 8

В особняк Кусевицких пришел к Скрябину юный Борис Пастернак, в те годы - начинающий музыкант. Пастернак учился у Ю. Энгеля и Р. Глиэра, но кумиром своим считал Александра Скрябина. "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина" (Б. Пастернак. "Охранная грамота"). Девятнадцатилетний Пастернак в то время уже написал несколько фортепьянных пьес и готовился к карьере композитора, но уверенности в своих силах у него не было. Он пришел к Скрябину, чтобы услышать мнение мастера о своем творчестве. Скрябин не дал юноше никакого определенного ответа, не взявшись предугадать - сможет ли со временем Пастернак достичь высот в музыке. Для ранимого юноши, будущего лауреата Нобелевской премии в области литературы, реакция А.Н. Скрябина оказалась решающей - Пастернак прекратил серьезные занятия музыкой. Неизвестно, проиграла ли от этого музыка, но литература явно выиграла...


Борис Пастернак в юности

Еще одна арбатская квартира А.Н. Скрябина была в доме № 8 в переулке Каменная Слобода. Этот переулок за последние сто лет переменил множество названий - Малый Толстовский, потом Рещиков, потом переулок Воеводина. В 1910 году Скрябин снял большую просторную комфортабельную квартиру в доходном доме недалеко от Спасопесковской церкви. Но многоквартирный дом обладал существенным недостатком, знакомым жителям современных панельных и блочных домов, - повышенной звукопроводимостью. К несчастью, сосед Скрябина с верхнего этажа любил музицировать и страшно мешал Скрябину работать. Трудно представить муки знаменитого композитора, вынужденного часами слушать игру дилетанта. Посторонние звуки, проникавшие через потолочное перекрытие, лишали Скрябина творческого настроя. "Вот вам блага цивилизации, - говорил Скрябин, - в этих коробочных домах никакой работы делать нельзя, все слышно". Отсюда в 1912 году Скрябин переехал в Большой Николопесковский.
Дом № 11, который выбрал композитор, относился к послепожарной застройке, но изначально он был одноэтажным. Перестроили его в 1903 г. (архитектор С.Ф. Воскресенский). Одноэтажный дом подрос еще на один этаж, и вот в этом-то современной постройки втором этаже А.Н. Скрябин снял комфортабельную квартиру. Сейчас в этом доме - мемориальный музей композитора.


  • Мемориальный музей Александра Скрябина
С домом в Николопесковском связано весьма загадочное и трагическое московское предание. При составлении договора найма Скрябин настаивал на аренде квартиры ровно на три года, оговорив дату окончания контракта - 14 апреля 1915 г. В этот день композитор скончался, словно отмерив этим контрактом дни своей жизни. Смерть его была страшной по своей нелепости - в небольшой нарывчик на губе, последствие простуды, попала инфекция и началось общее заражение крови...
Отпевали Скрябина в Николопесковской церкви, напротив его последнего дома (церковь, увы, не сохранилась). Очевидцы писали, что весь переулок был забит людьми, пришедшими проститься с композитором, и даже подойти к церкви смогли не все. Когда траурная процессия двигалась по Арбату, улица была забита людским потоком по всей ширине, а окончание процессии терялось где-то вдалеке. Гроб композитора несли на кладбище на руках...



Церковь Николы на Песках

Бессмысленно ранняя кончина композитора для многих была потрясением, и прежде всего - для Танеева. День похорон Скрябина был холодным и сырым - холодно было в церкви, холодно на улице, моросил дождь. Но шедший у гроба своего ученика Танеев не чувствовал и не замечал этого - он был в отчаянии. Отношения Танеева и Скрябина порой складывались непросто, но это был любимый ученик, выросший на глазах Танеева, превратившийся в большого мастера... Учитель так им гордился... И вот смерть унесла сорокачетырехлетнего человека, способного еще так много свершить! Сергей Рахманинов пытался хотя бы укрыть зонтом от дождя Танеева, шедшего в легком, не по сезону распахнутом пальто, с мокрой непокрытой головой... Танеев ничего не замечал.
Через три дня после похорон Александра Скрябина Сергей Иванович Танеев слег с крупозным воспалением легких. Оправиться от болезни он уже не смог. Через два месяца Танеева не стало...

консерватория, Арбат, старая Москва, музыка, храмы, Танеев, Сафонов, музеи, Скрябин, Пастернак

Previous post Next post
Up