Покушение

Nov 13, 2013 21:29

Когда говорят, что на императора Александра II шла настоящая охота террористов, это не является преувеличением. Обратимся к событиям 1879 года. Общество «Народная воля», поставившее себе целью убийство Александра II, сочло, что организация железнодорожных катастроф - дело весьма перспективное в плане террористических актов.



Осенью 1879 года, когда царь с семейством и придворными должен был вернуться с Юга в столицу, несколько групп террористов в разных местах Российской империи готовили катастрофы императорского поезда, мечтая о гибели монарха. Мысль о десятках, а то и сотнях случайных жертв, неизбежных при крушениях поездов, как всегда, никого не останавливала.
В октябре 1879 года на безлюдном железнодорожном перегоне под Одессой появился новый обходчик, пристроенный на службу по большому «блату». Принять его на должность просил барон Унгерн-Штерберг, зять одесского губернатора Тотлебена. Говорили, что некая знатная дама, посетив влиятельного барона, похлопотала за собственного дворника - он нуждался в переезде на юг, так как жена бедного дворника страдала туберкулезом.
Любезный барон Унгерн, дамский угодник, просительнице не отказал и черкнул записочку в администрацию Юго-Западной дороги с просьбой дать рабочему человеку должность и жалованье в месте, подходящем по климатическим условиям для его больной жены… Заботливой «знатной дамой» была известная революционерка Вера Фигнер, а ее «дворником», пристроенным в железнодорожные рабочие, - член исполнительного комитета «Народной воли» Михаил Фроленко.


Вера Фигнер

Теперь оставалось лишь подложить взрывчатку под рельсы и взорвать ее в тот момент, когда по Юго-Западной дороге будет двигаться императорский состав.



Михаил Фроленко

Но царский поезд мог пройти другим маршрутом - не через Одессу, а через Александровск. Поэтому, в то же время, когда новый обходчик устраивался в железнодорожной сторожке, в Александровске объявился приезжий купец, желавший построить в городе кожевенный заводик. Вскоре он обратился в городскую управу с просьбой предоставить ему участок под постройку заводских корпусов. Землю купец Черемисов выбрал почему-то вплотную к железнодорожному полотну. Наверное, так было проще с доставкой стройматериалов и оборудования.
Под именем купца Черемисова действовал небезызвестный Андрей Желябов.



Андрей Желябов

«Купец» привез в город «жену», обустроился, пригласил бригаду «мастеровых», нанял землемера и стал активно осваивать выделенный ему участок. Главное, что должны были сделать «работники» - просверлить железнодорожную насыпь, заложить взрывчатку и вывести на поверхность провода, которые следовало соединить в момент появления императорского состава…
Третья группа под руководством Софьи Перовской готовила катастрофу под Москвой. Из погреба стоявшего неподалеку от дороги дома народовольцы рыли тоннель в сторону железнодорожного полотна.
Узкий лаз с ненадежными самодельными креплениями позволял работать под землей только одному человеку, лежащему на животе, без нормального доступа воздуха, без свободы движений, с постоянной угрозой обвала. Работавший отделял комья земли и ссыпал их на металлический лист, который его товарищи веревками вытаскивали из подкопа в погреб, набивали землю в мешки, а ночами рассыпали ее на огороде. Когда шли проливные осенние дожди, из подкопа за день вытягивали 300-400 ведер ледяной воды (если бы столь героические усилия направить на мирные цели, как много замечательных дел можно было бы сделать в России!). Подкоп был готов вовремя и в него заложили взрывчатку.



Софья Перовская

По расчетам террористов, хотя бы одна из этих групп должна была добиться своей цели и «ликвидировать» императора. Но…
Одесский обходчик остался не у дел - поезд императора пошел через Александровск…
18 ноября, когда долгожданный царский состав приближался к участку «купца Черемисова», один из «мастеровых» подал хозяину сигнал: «Жарь!», и Желябов соединил провода. Но взрыва не последовало - то ли взрывчатка отсырела, то ли электрическую цепь перерубили (товарищ Желябова Иван Окладский, готовивший вместе с ним этот акт, был в советское время осужден «за предательство народовольцев», но истинности приговоров на большевистских политических процессах доверять сложно)…
Оставалась группа Перовской. И тут-то взрыв прозвучал без всяких осечек! Но… опять это вечное но, то губительное, то спасительное! На одной из станций царский поезд задержался, и его обогнал другой состав - со свитой - и вырвался вперед. А ведь «свитский» состав должен был идти в Москву вторым!



Народовольцы, не догадываясь, что поезда поменялись местами, грохнули свой динамит под «свитским» поездом.
Зная, что Александр II находится в четвертом вагоне, народовольцы оставили лишь мокрое место и от четвертого вагона, и от следующего за ним пятого. На счастье, в этих вагонах состава сопровождения людей не было - в них везли южные фрукты и другую провизию для царского стола.
Министр двора граф А.В. Адлерберг, побывавший на месте катастрофы, остроумно заметил, что на месте двух вагонов оказался «какой-то мармелад»… Государь легко пережил гибель своих персиков и винограда. Но если бы в этих вагонах были люди, все оказалось бы куда как трагичнее.



1 марта 18801 года Софья Перовская с другими народовольцами все же доведет дело убийства императора до конца. Александр II погибнет от бомбы террориста...


Не пройдет и 10 лет, как подобное происшествие на железной дороге (но со значительно более кровавыми последствиями) случится с сыном Александра II, Александром III и его семьей. Анализируя картину катастрофы императорского поезда Александра III в Борках в 1888 году (которую многие считают несчастным случаем), трудно не заметить ее схожесть с катастрофой 1879 года в 7 верстах от Москвы.

Александр III, история России, Александр II, террор

Previous post Next post
Up