Погибший дом с привидениями...

Nov 05, 2013 17:46



М.М. Гермашев. Арбат

На известном пейзаже изображен изящный ампирный особняк (№ 14), долгие годы украшавший Арбат и погибший от фугасной бомбы в 1941 году. Здание не восстановили... А ведь история у дома была славная, и множество громких имен встречается среди здешних домовладельцев. В начале ХVIII века здесь стоял дом генерал-майора И.И. Чамберса, позже перешедший к князьям Шаховским. В середине ХVIII века дом перестроили согласно канонам модного барокко - над старинными палатами появился второй этаж с высокими окнами и балконом, фасад получил пышную отделку.
        Сильно пострадавший от московского пожара, дом после 1812 года был разобран. На его месте возвели компактный ампирный особняк с шестиколонным портиком, принадлежавший уже новым владельцам - князьям Трубецким. В 1830-е годы дом переходит к Оболенским.



Князь Михаил Оболенский, художник Карл Брюллов

Одним из самых известных владельцев особняка был князь Михаил Андреевич Оболенский - ученый, библиофил, археолог, историк, глава Московского архива Коллегии иностранных дел, либерального гнезда "архивных юношей", упоминавшихся Пушкиным в "Евгении Онегине". На этом посту князь Оболенский прослужил 33 года, до самой своей кончины. Известный собиратель древностей - летописей, рукописей, старинных реликвий, Михаил Оболенский с 1838 по 1859 гг. издавал "Сборник князя Оболенского", где были опубликованы и описаны многие исторические документы, как из личного собрания князя, так и из архивных фондов.
        Квартиру в доме Оболенского снимал еще один знаменитый библиофил, библиограф и архивист Вукол Михайлович Ундольский, друг хозяина и его коллега по службе. Библиографические труды Ундольского, как например "Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 г. по 1854 г.", считаются наиболее полными справочниками и широко используются и в наше время.

Подробнее »]">

Вукол Ундольский

В 1860 году князь Оболенский обнародовал спасенный им бесценный портрет Пушкина работы Василия Тропинина, одно из самых лучших изображений поэта, известное ныне каждому. Портрет, выполненный Тропининым в начале 1827 года, был преподнесен Пушкиным Сергею Соболевскому, в доме которого на Собачьей площадке поэт провел несколько счастливейших месяцев. Уезжая за границу (путешествие предполагалось длительным), Соболевский оставил свои главные ценности - портрет Пушкина и уникальную библиотеку - еще одному из московских архивистов, Ивану Киреевскому. Тот позже передал их другому приятелю, историку Степану Шевыреву. Некий ловкий художник попросил у Шевырева сделать копию портрета и в процессе работы подменил оригинал подделкой. Вернувшийся в Россию Соболевский был в отчаянии. Портрет Пушкина кисти Тропинина исчез... Трудно сказать, какова его дальнейшая судьба, но спустя десятилетия портрет, грязный и запущенный, вероятно извлеченный с какого-то пыльного чердака, оказался в одной из московских антикварных лавок. Князь Оболенский, хорошо знавший многих действующих лиц этой детективной истории и бывший в курсе роковой пропажи, выкупил полотно и привез его к себе на Арбат. Василий Тропинин подтвердил, что это тот самый портрет Пушкина в халате, созданный при жизни поэта. Оболенский просил старого мастера реставрировать живопись, но Тропинин побоялся испортить то, что писалось "молодою рукой", и только почистил полотно...


Действительно, портрет, писаный "молодою рукою" художника был известен с первых своих дней. Московская газета "Телеграф" писала в то время: "Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен в три четверти, в халате, сидящим подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина - столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие".


"Московские легенды" Е.З. Баранова, переизданные в 1993 году

Большое счастье, что портрет не погиб, а появился в конце концов на Арбате у князя Оболенского и был спасен. Однако прославился арбатский особняк не этим... В здешних местах о доме Оболенских знал каждый. Именно этот особняк и называли "домом с привидениями", о котором так часто писали знатоки московской истории. Фолклорист Е.З. Баранов собрал рассказы коренных арбатцев о старом особняке и опубликовал их в 1927 г. в книге "Московские легенды". Все рассказчики утверждали, что в доме водятся привидения и наблюдаются явления полтергейста и что начало этому положила какая-то страшная драма, разыгравшаяся под крышей дома Оболенских. Кто-то вспоминал арендовавшего этот особняк князя Хилкова, бывшего якобы колдуном и чернокнижником, мечтавшего превзойти самого Брюса и погибшего от руки собственного слуги. Бродит де душа князя-колдуна по дому и не находит покоя... Кто-то рассказывал криминальную историю о фальшивомонетчике, выслеженном полицией и в момент ареста повесившемся вместе с женой и пятью детьми... Кто-то намекал на трагедию, связанную с кровосмешением и самоубийством, случившуюся якобы в семье Оболенских...
        Как каждое московское предание, слухи эти обросли массой самых невероятных подробностей, но каждый из рассказчиков не хотел приписывать авторство себе и начинал с ритуальной фразы: "Я сам не знаю, но вот от людей слышал..." Официальные власти еще до революции называли более прозаическую причину загадочных явлений - в пустовавшем доме устроили приют бандиты и бродяги и, зная о "нехорошей славе" особняка, по мере сил поддерживали ее, имитируя явления потусторонних сил, чтобы никто не беспокоил обитателей "малины". Жандармы в конце концов разоблачили нахальных "потусторонних духов", но слухи об арбатской "нечисти" циркулировали по Москве еще несколько десятков лет.


Особняк в 1920-е годы

В 1920-е гг. Евгений Баранов так описывал хорошо знакомую ему постройку: "Этот дом, бывший особняк, стоит на Арбате под номером 14 и представляет собой большое старинное здание с подвальным помещением и довольно обширным двором, в глубине которого видно одноэтажное строение, вероятно когда-то служившее кухней и людской. Обращает на себя внимание фасад главного дома с огромным шестиколонным балконом и десятью высокими окнами. Парадный подъезд очень незатейлив: это обыкновенное крыльцо из тесанного камня со ступеньками с трех сторон. Над ним покоится на двух железных столбиках тоже незатейливый зонтик. Ворота железные и, кажется, не очень давнего происхождения. Со двора, недалеко от ворот, имеется другой подъезд - высокое открытое каменное крылечко, украшенное одним стоящим бронзовым львом. Говорят, был и другой, но он куда-то исчез."
        Баранов рассказал и о судьбе старого особняка в первое послереволюционное десятилетие: "Мое знакомство с домом началось с июня 1919 г., когда я по май 1921 г. торговал книгами на его подъезде. В 1919 г. он был необитаем, затем в нем поместилась государственная закройная мастерская, на которую однажды летом бандиты сделали налет: связали сторожа, забрали несколько сот катушек швейных ниток и благополучно скрылись. (...) Затем в доме находился главный склад спичек - "Главспичка", после него - какая-то канцелярия, потом контора винной торговли "Винторг", которая находится в нем и сейчас". (Баранов Е.З. Московские легенды. - М., 1927).



Арбат начала 1980-х годов. За цветочным магазинчиком поросшее деревьями место, на котором стоял особняк Оболенских

Особняк, уничтоженный в 1941 г. при налете немецкой авиации, так и не был восстановлен, хотя на начальном этапе реконструкции Арбата об этом говорилось много. Ведь именно такими домами с печатью стиля "московский ампир" была застроена некогда эта улица... Авторы проекта реконструкции Арбата с большой уверенностью говорили, что дом № 14, как архитектурный и исторический памятник, обязательно будет воссоздан и в нем разместится экспозиция музея "Старый Арбат". Увы, особняк Трубецких-Оболенских был отнесен к числу объектов "второй очереди" (о, эта призрачная вторая очередь!). В результате ни возрожденный особняк, ни музей, который мог стать замечательным культурным центром, на Арбате так и не появились. А теперь эти планы оказались забытыми...


Кафе-вагончик на Арбате, появившееся вместо особняка Оболенских

Оболенские, портреты, Пушкин, былое, старая Москва, легенды, библиография, архитектура

Previous post Next post
Up